«Качугцы последний раз выбирают главу администрации посёлка»
Воложанинов считает, любой избранный 10 сентября глава Качуга проработает в этой должности не больше двух лет. Почему?
Муниципальные предвыборные кампании обычно начинаются не позднее, чем за год до единого дня голосования. Проходят они в нашем районе всегда эмоционально, ярко, формируются группы единомышленников, поддерживающие того или иного кандидата. Мнения, споры, интриги… Старт нынешней кампании по выборам главы администрации поселка Качуг нельзя назвать активным. Казалось бы, разгар агитационного периода, а все четверо зарегистрированных кандидата слабо проявляют себя в информационном пространстве. Об особенностях работы на должности главы администрации Качугского городского поселения мы поговорили с Алексеем Воложаниновым, пять лет возглавляющим поселковую администрацию и выдвинутым на очередные выборы партией «Единая Россия».
- Алексей Владимирович, ходили слухи, что вы не хотели идти на выборы, но, как мы видим, пошли, да еще и от партии «Единая Россия», но вас же местные коммунисты всегда поддерживают?
- Не стал бы разбрасываться словами: коммунисты, единороссы. Меня поддерживают люди, наши люди, и неважно какие у них политические предпочтения. Большой плюс, считаю, что люди разных политических взглядов оказались на этот раз солидарны во мнении. Должность главы поселка — первый уровень, самый близкий к людям, тут в политику играть некогда, ты постоянно занят, вал проблем, всем всегда должен, обязан, не имеешь права даже на законные выходные. По этой причине у меня в какой-то период, действительно, не было желания продолжать. Накопилось, наверное, эмоциональное напряжение, но я умею нести ответственность за всё, что делаю. Часто в последнее время слышу от наших людей фразу — кроме тебя тянуть работу некому. Ситуация в стране обязывает не рубить с плеча. Мы все сейчас должны по максимуму, каждый на своем месте, делать, что должно. Проявляются и мужские амбиции. Мне, действительно, не хотелось бы отдавать другим людям на реализацию свои проекты. Второй год подряд мы строим на левобережье сквер памяти Судоверфи. Этот проект – моя личная идея, поддержанная обществом, это наша дань уважения всем работающим когда-то на градообразующем предприятии. Стройка завершится в следующем году, потому что мы поэтапно осваиваем средства программы «Формирование комфортной городской среды». Необходимо предусмотреть парковку, установить информационные стенды. Договорились, что привезем из Усть-Кута настоящий металлический якорь, установим в центре композиции импровизированный корабль. Надеюсь завершить работы сам.
Один из важных проектов: капитальный ремонт дороги по маршруту следования автобуса №1 на левобережье. Только чтобы разработать документацию ушло 2 года и 2 миллиона рублей из бюджета посёлка. А у нас лишних средств нет. Чтобы разработать проект, нужно было снять средства с других статей расходов, а это значит где-то дороги не прогрейдировать, принять таким образом на себя негатив населения, где-то отказаться от освещения улиц. Действовал, думая на перспективу. Ведь чтобы участвовать в государственных программах, то есть получать деньги из региона и федерации на реализацию разных проектов, мы изначально должны направить средства поселкового бюджета на проектирование и экспертизу, и только потом подавать заявки. Теперь, когда мне удалось сформировать задел, есть смысл бороться за свои планы. Считаю, это здоровые амбиции любого человека.
- А что насчет муниципальной реформы? Ещё недавно с федерального уровня спускали вниз информацию, что выборы глав и депутатов первого уровня вовсе отменят?
- Верно, это тоже одна из причин, почему я все-таки пошел на выборы. Есть всего два года, чтобы завершить, что наметил, а дальше неизвестно кто за поселок будет отвечать. Любой избранный 10 сентября 2023 года глава администрации посёлка отработает в должности не больше двух лет. Я в этом уверен. Новый закон об общих принципах местного самоуправления был одобрен в первом чтении депутатами Госдумы в январе 2022 года. Одна из основных новаций законопроекта помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти — обязательный переход от двухуровневой системы местного самоуправления к одноуровневой. По сути, речь идет о ликвидации низового уровня – поселенческого. Депутаты Госдумы отправили закон на доработку, планируется внести в него ряд поправок с учетом пожеланий снизу. Потом началась специальная военная операция, не время для перемен внутри страны. Сейчас никто не скрывает, что муниципальную реформу все-таки проведут, но уже после президентских выборов. Почитайте федеральные новости на эту тему, всё подробно объясняется. Очередные выборы мэра района пройдут у нас в 2025 году. Логично, что на этот период придется и муниципальная реформа. После выборов мэра в 2025 году, скорее всего, наш район станет муниципальным округом, где главным будет мэр, который будет назначать ответственных за работу в поселениях людей. Выборы как глав, так и депутатов первого уровня уйдут в историю.
- Такие кардинальные перемены — это хорошо или плохо для Качуга?
- Со мной, возможно, не согласится большинство глав, а особенно мэры территорий, но я считаю, что хорошо. Сейчас Качуг, как и другие поселения района – это отдельное маленькое государство, которому никто ничего не должен. У нас есть минимальный бюджет. Мы с депутатами поселковой думы распределяем средства на первостепенные нужды, но, если денег на что-то не хватило — это только наши проблемы. Мэр и губернатор нам ничего не должны, они не имеют права давать главе распоряжения, только рекомендации, но при этом и не несут личной ответственности за конкретную маленькую территорию. Могут, но не обязаны нас дополнительно финансировать. Без поддержки мэра работать на первом уровне невероятно сложно. Проходил это в начале работы в должности главы поселка, никому не желаю повторить свой путь. И сейчас удивляюсь: на что рассчитывают кандидаты, которые идут в главы без поддержки первого лица района? Уже в сентябре могут сорвать отопительный сезон. Поселок ждет сейчас дополнительные средства из бюджета района, которые, можно сказать, в ручном режиме я выпросил у мэра Евгения Липатова. Это средства на реконструкцию котла на котельной РТП, на закупку угля для котельных. Если бы у меня не было нормальных деловых отношений с мэром, не знаю, что бы делал в сложившейся ситуации. Люди не поверят, но в первые годы работы был случай, когда пришлось отдать две свои зарплаты на закупку угля для котельных. Да, личные деньги потратил на уголь для котельных посёлка. Ситуация не из приятных. В тот момент не понимал, зачем нужна такая работа, когда приходится обделять свою семью, искать, занимать. Но был поставлен в условия: либо найду средства на уголь, либо, как глава, останусь виноват в срыве отопительного сезона и понесу за это уголовную ответственность. Вот они, реалии работы главы, не до красивых слов о развитии. 33 водонапорные башни и 8 котельных посёлка – это сейчас прямая ответственность поселковой администрации. После проведения муниципальной реформы станет и ответственностью районной администрации. Все проблемы поселка станут общими, поэтому я за то, чтобы реформа состоялась.
- Вы часто берёте на себя чужую работу. Многие так считают. Но руководитель — он в первую очередь должен руководить, уметь организовать, направить, вам так не кажется?
- Время, когда руководители «руками водили», закончилось. Мы пришли к тому, что и руководить стало некем. Администрациям первого уровня ведь никто не подчиняется. Мы скорее сейчас сфера услуг. В коллективе администрации – 11 человек. По нормам на поселковую администрацию, учитывая численность населения поселка, требования законодательства, необходимо 16 человек, но если мы раздуем до таких размеров штат, то, как в сельских поселениях, весь бюджет уйдет только на зарплату сотрудникам. Не потому что у нас зарплаты большие, а потому что бюджет поселения настолько мал. Поселок относится к третьей группе дотационности. Государство даёт нам субсидию на базовые минимальные потребности, а дальше – «ищите дополнительные средства сами, лучше работайте с налогоплательщиками, пополняйте собственный бюджет». Чтобы получалось, современный руководитель должен сам много работать. И это касается любой сферы, не только муниципальной службы. Мне приходится разбираться в постоянно меняющемся законодательстве, много работаю с документами. Все государственные программы, в которых администрация участвует, полностью на мне: сметы, отчеты, работа в специализированных компьютерных программах, общение в чатах со специалистами министерств, бесконечные селекторы. Иногда до десяти вечера бумаги перенаправляю. Слежу за тем, как специалисты отвечают на входящие письма из разных структур. Если, не подумав, ответим, останемся виноваты, получим штраф, который оплачивать из своей зарплаты будем. У контролирующих органов, к сожалению, нет задачи – помочь решить проблему, только наказать. У каждого, как говорится, своя работа.
Обыватель думает, что начальник только и делает, что в кресле сидит, распоряжения дает, но по факту приходится и физически трудиться. Затопило, к примеру, в ливень ограду одинокой бабушки, что делать? Спецбригады у нас нет, бюджетом средства на это не предусмотрены. В обязанности службы МЧС спасение ограды бабушки не входит. Звоню специалисту по ГО и ЧС, и вдвоём выезжаем на помощь бабушке.
- Как вы оцениваете прошедшие пять лет? Оправдали надежды избирателей?
- Понимаю, что не всех удовлетворяет моя работа. Возможно, мало о ней рассказываю, такой характер, не люблю, когда всё напоказ. Но чаще не рассказываю, чтобы не портить настроение, ответная реакция в соцсетях непредсказуема. Делаю, что могу и не хвастаюсь, потому что общество склонно обесценивать чужой труд. А тем более труд чиновника. В нашей стране не любят чиновников просто за то, что они есть. Больше чем уверен, что каждый из зарегистрированных на должность главы кандидатов искренне сейчас считает, что он точно сможет работать лучше того, другого, он ведь будет изо всех сил стараться, он умнее, моложе, эффективнее. Я тоже стараюсь, но у нас глубоко дотационный бюджет, это обо всем говорит. Дали нам, к примеру, из региона субсидию в дорожный фонд — четыре миллиона рублей в год, а в посёлке 106 улиц. Исходим из того, что имеем, распределяем по году средства так, чтобы и на грейдирование по минимуму хватило, и на подсыпку от скольжения, и на уборку снега. Не все люди эти нюансы понимают. Многие думают, что в полном объеме средства на любые нужды выделяются, просто в администрации ничего не хотят, не умеют работать, не туда направляют. Все эти годы не позволяю себе вольностей, живу работой. Кстати, никогда не опаздываю, даже если до глубокой ночи езжу на тушение палов травы, всё равно к восьми приеду на работу. Многолетняя привычка. Считаю основным достижением – участие администрации в государственных программах. Стройка социально-значимых объектов – это полномочия района. Мы тут можем только помощниками выступать, документацию, разрешения на предоставление участка выдаем. Основная задача поселковой администрации — решение вопросов благоустройства, а так как средств в бюджете недостаточно – участие в программах — единственная возможность делать жизнь комфортнее. Раньше поселок, к сожалению, не участвовал в программах, от слова совсем. Пять последних лет подряд мы стали привлекать бюджетные инвестиции через программу «Формирование комфортной городской среды» — сначала на мемориальный комплекс, сейчас на сквер памяти Судостроителей. Вошли в этом году в так называемый «транспортный каркас автодорог местного значения», в рамках которого после выборов, в сентябре, начнется первый этап капитального ремонта улицы Подгорная. В этом году Качуг стал опорным пунктом района, что дает нам право первоочередно привлекать федеральное финансирование по проектам, реализуемым на территории посёлка. Мы с мэром района разработали стратегию развития посёлка, внесли туда цели и задачи на ближайшие годы.
- Людей больше всего волнуют насущные проблемы: свет, дороги, водоснабжение…
- Согласен, именно этим ежедневно и занимается администрация поселка. Да, не в тех объемах, в каких всем хотелось бы, но праздно время на работе мы не проводим, почитайте мой отчет. Ежедневной рутины у всех сотрудников в администрации хватает, на одни ответы на запросы из разных структур только сколько времени уходит. Переживающие за поселок жители каждый день мне сейчас говорят: где твоя агитация? Баннеров с моим лицом и призывами на зданиях Качуга не было во время прошлой избирательной кампании, не будет и сейчас. Надеюсь, что меня и без баннеров все люди знают, и будут оценивать по поступкам. В программе не было раньше, нет и сейчас утопических проектов, только реально достижимые цели. К примеру, никогда не обещал и не смогу личным распоряжением решить проблему бродячих собак. Нет на сегодня правовых инструментов у глав для решения этого вопроса. Усыплять бродячих собак мы не имеем права, только стерилизовать, чипировать и возвращать обратно в естественную среду. Изменить условия мусорной реформы и освободить граждан от оплаты за вывоз мусора или убрать мусорки с улиц поселка не сможет ни один глава. Есть федеральное законодательство, которому все обязаны подчиняться. Решить проблему бесконтрольно пасущегося скота тоже очень сложно. Мы можем составлять на владельцев скота протоколы, чем и занимаемся, административная комиссия штрафует. Придет время, людям надоест платить штрафы и единицы, кто держит скот, перестанут заниматься подсобным хозяйством в районном центре. Для кого-то — это хорошая новость, для кого-то — очередная обида на местную власть. Но это реалии нашей жизни, без приукрашивания и пустых обещаний.
Подготовила Н. ФЕДОРОВА
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.