Рогатая проблема
Уж сколько раз твердили миру, что хозяева должны следить за своими животными, но проблема бесконтрольного выпаса крупнорогатого скота, как и бродячих собак, не решается в поселке Качуг годами. Удобные темы, на которых любят спекулировать во время предвыборных кампаний. Решить эти, на первый взгляд, местечковые проблемы без участия государства, системного подхода, невозможно. Об этом неоднократно на встречах с населением говорил мэр Качугского района Евгений Липатов. Сейчас, переливая из пустого в порожнее, мы можем только перессорить и без того находящееся в постоянном напряжении общество. Возможен ли компромисс? Мы попытались разобраться.
Администрацией поселка Качуг утверждены места и маршруты прогона скота на пастбища: за бывшей баней, в урочище «Поповский луг», по речке Качуг в конце улицы Партизанская, на острове между двумя мостами, на улице Степана Разина, в конце улиц Степная и Полярная. Если специалисты администрации поселка обнаруживают коров вне этих мест, обычно на дорогах поселка и остановках, и по биркам в ушах через ветеринарную службу устанавливают хозяев животных, то на владельцев, решением административной комиссии, работающей при администрации района, налагается штраф, от 1000 до 5000 рублей. Обязанность по выявлению бесконтрольно пасущегося скота в администрации поселка, как дополнительная нагрузка к основной работе, вменена специалисту, отвечающему за молодежную политику Дарье Винокуровой. За последний месяц Дарья составила три акта на хозяев бродячих буренок, причем два из них на одного и того же владельца КРС, проживающего по улице Комсомольская.
- Я люблю свою работу, люблю организовывать мероприятия для молодежи, учить детей жонглированию — это моя отдушина, но когда наступает лето, рабочие будни становятся невыносимыми. Вы когда-нибудь пытались сфотографировать бирку в ухе чужой коровы, чтобы номер отчетливо было видно? – улыбаясь, задает вопрос Дарья. – Только со стороны легко рассуждать. А на самом деле, попробуй этот мелко выбитый на бирке номер на чужом, не подпускающем к себе, животном поймай в объектив камеры. И даже когда удается, результата нет. Только один негатив со всех сторон. Одна не хожу на такие мероприятия, прошу мужчин администрации меня поддержать. Не коров боюсь, людей. Обидеть девушку — ничего не стоит, бывает, и нецензурно оскорбляют. Сначала от одних выслушаем как тяжела жизнь и почему администрация им пастуха не предоставила? Потом от других, что плохо работаем, что нужно не просто штрафовать, а заставлять владельцев скота мыть остановки за своими коровами. Это снова к теме: рассуждать хорошо со стороны. А на каком основании заставить? В каком законе это прописано? Мы можем только составить акт, чем и занимаемся, но хозяевам животных, видимо, проще заплатить штраф, чем объединиться и организовать пастьбу животных, — рассуждает Дарья.
Людей, занимающихся животноводством, нужно понять. Позиция, защищающая владельцев скота, близка мэру Качугского района Евгению Липатову.
- Потому что я сам с детства в сельском хозяйстве и очень хорошо понимаю, какой это тяжелый труд и в каких условиях сегодня приходится заниматься людям животноводством. Мы все вспоминаем советское время, когда выпас КРС был организован, но тогда и подход к содержанию животных был другой. Почти в каждом дворе поселка было хозяйство, самоорганизоваться людям было легче, гурт КРС собрать легче, почти все жители были в этом заинтересованы. А сейчас скот держат единицы, невыгодно стало личникам выращивать продуктивных молочных коров. Затраты на содержание и кормление не оправданы. Крупнорогатый скот у многих на самовыгуле, растят и быков, и коров на мясо, полудиким способом. Раньше для любой хозяйки было трагедией, если корова домой вечером не пришла, всей семьей искали. Сейчас скот личников далеко не каждую ночь в своем дворе находится, и никто по этому поводу не паникует. Люди приспосабливаются, им помочь надо, поблагодарить за то, что не пропало еще желание работать в сельском хозяйстве, а мы всем обществом эгоистично над ними довлеем, критикуем, бьём по рукам. Я не призываю считать нормой последствия нахождения коров на остановках и улицах поселка, но и решать проблему нужно, руководствуясь интересами всех сторон, а лучше всего через государственное регулирование. Я уже выносил на региональный уровень предложение организовать пастьбу скота на местах. Нужно, чтобы администрации, поселковая и сельские, объединяли владельцев скота, имели право устанавливать тариф на пастьбу скота, предоставлять пастуха, а люди уже потом оплачивали бы эту услугу муниципалитету. Пока законодательно эта тема не проработана. Думаю, мы придем и к тому, что организуем в Качуге ограждения остановочных пунктов. Нужно чтобы закрывающиеся воротца невысокие были на всех остановках. Призываю к взаимодействию администрацию поселка и ветеринарную службу. В Качуге мало учтенного скота, не ведутся похозяйственные книги. Администрация не владеет данными, кто держит скот, а кто нет. Владельцы скота обращаются в ветслужбу за справками только когда планируют продавать готовую продукцию — мясо, а если не планируют, то хозяйство остается неучтенным. Нужно создать базу, больше взаимодействовать с населением, — поделился видением Евгений Липатов.
- Держишь животных — неси за них ответственность! — тот редкий случай, когда глава администрации поселка Алексей Воложанинов позицию мэра не разделяет. Наверное, потому что «все шишки» от населения достаются главе. Решение проблемы Воложанинов видит в повышении сознательности граждан через штрафы.
- Организовать за счет бюджета пастьбу частного скота невозможно. Нет правовых инструментов. Даже если средства на это в бюджете отыщем, на второй день контролирующие органы припишут нам нецелевое использование. Предоставлять услуги пастуха за деньги владельцам скота мы тоже не имеем права, коммерческая деятельность муниципалитетам запрещена. Сейчас мы можем выступать только посредниками. Если в Качуге найдется человек, согласный пасти скот личников, то администрация поселка готова организовать сход граждан, обсудить все условия. Ждем инициативных людей. Обращайтесь к нам по телефону 31-5-64 или приходите в администрацию лично.
Что касается часто предлагаемых кардинальных мер борьбы с бесконтрольно пасущимся скотом, загонять животных с улиц и остановок поселка для их временного «ареста», во-первых, некуда. Реальность такова, что нет для людей авторитетов сейчас в обществе, все только свои права отстаивают. А согласно закону, для временного содержания частного скота должна быть предусмотрена огороженная, охраняемая территория. Во-вторых, мы будем обязаны кормить, поить животных, пока хозяин за ними не явится. На какие средства и кто все это будет делать? — адресует в воздух вопросы Алексей Владимирович.
Весной глава администрации поселка отчитывался перед депутатами думы о работе за 2022 год. Тема бесконтрольного выпаса скота, конечно, прозвучала. Было принято решение отследить опыт Баяндаевского района, где реализуется пилотный проект, экспериментально заведены электронные похозяйственнее книги. В них собираются в том числе и полные сведения о животных и их владельцах. Предполагается, что подобная практика электронного учёта позволит создать единую базу, будет легче взаимодействовать разным службам. Если пилотный проект докажет эффективность, практика Баяндаевского района будет распространена по муниципалитетам области.
А пока качугское общество, обсуждая «рогатую проблему», продолжает разделяться. Водители, пешеходы, рабочие дорожной службы, пассажиры автобусов ругают власти за полумеры по отношению к владельцам скота. Владельцы скота ругают те же власти за отсутствие пастуха, понимания и поддержки. Иногда кажется, местное самоуправление только для того и создано, чтобы людям было кого ругать, обвинять в неустроенности нашей, безусловно, трудной жизни в сибирской глубинке.
Надежда Федорова
Фото автора
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.