Меню
16+

Газета «Ленская правда»

21.05.2021 16:46 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 14.05.2021 г.

«Иди, Галя, на учителя!»

  О том, почему историк Качугской школы №1 Галина Туманцева не представляет себя в другой профессии и как после пожара в Качуге строили новую школу в интервью начинающего автора Ирины Подпругиной

В далекие 70-ые годы порог Качугской школы №1 переступила молодая выпускница педагогического училища Галина Николаевна Туманцева. В этом году опытный педагог справляет юбилей — 70 лет. В преддверии 9 Мая мы поспешили поздравить Галину Николаевну с Днем Победы и побеседовать с ней.

- Галина Николаевна, где и когда вы родились?

- Качуг моя родина, улица Производственная. На этой улице была 5-ая школа, бывший купеческий дом. В этой школе были классы, и что удивительно для того времени — теплые туалеты. Здесь обучались ребята с нашей улицы, а также со Звездочки. Буфета в школе, конечно, не было, но в Судоверфи была хорошая столовая. Нам оттуда привозили обеды. Обед состоял из булочки и стакана компота или киселя.

- Кто были ваши родители? Чем они занимались?

- Отец у нас фронтовик, он пришёл с войны с ранением, пуля прошла по руке и остановилась в середине груди, поэтому правая рука у него со временем высохла. Папа получал пенсию. После войны, правда, немного еще работал. В то время самый удобный путь снабжения продовольствием Севера проходил через наш поселок, это был водный путь по реке Лене. До Качуга товар привозили на машинах и отец какое-то время помогал грузить его на карбаза. Папа охотился, осенью у нас всегда было мясо глухарей, коз.

Мама работала техничкой, в последние годы — в райкоме партии. Она в пять утра уходила и возвращалась к 12-ти ночи. Должна была убрать помещение, принять все телефонные вызовы. Если было необходимо — сообщала ответственным, что где случилось, передавала телефонограммы. Имея четыре класса образования, мама по тем временам считалась и на самом деле была грамотной. Она в уме очень хорошо считала и память хорошая была. Математические способности мне, наверное, от неё передались, я всегда любила математику в школе. Еще у меня есть брат, он младше меня. Мы росли вдвоем.

- Что вы помните о своём детстве?

- Детство оно и есть детство. Нам много приходилось работать, но всегда было весело. Жили бедно, но в дружбе. В семьях по пять-шесть детей было, все бегали в общей ограде. Помню, как собирали грибы — шампиньоны, чистили их. Какая из матерей была свободна, та и нажарит грибов на большой чугунной сковороде. С хлебом ничего вкуснее нет. Однажды мне повезло побывать с отцом на солонцах, но после приключения с гнездом строк, бессонной ночи в мешке и грозовой ночи в шалаше больше папа с собой меня не брал.

Осенью нас отправляли собирать урожай, мы должны были копать картошку, выдергивать турнепс. Как говорят современные школьники, нас это напрягало. Мы много ходили пешком. После уроков возвращались домой, обедали, брали вёдра и пешком шли в деревню Тимирязева. Не скажу, что нравилось работать. Физический труд всех выматывает, но обратно мы шли по полям, где лежали кучи соломы. Мы на этой соломе развлекались от души, прыгали, бегали. Приходили домой весёлыми и довольными. А зимой ходили на лыжах. За нашими домами, на пригорках мальчики разведали место, его назвали пасека. А чтобы туда добраться, нужно было подняться в гору. Я боялась с самого верха кататься, спускалась аккуратно до середины, а потом вниз на скорости. Накатаемся до бессилия, а потом еще в пять часов бежим в кино.

- Как пришли к мысли стать учителем? Где учились?

- Неожиданно получилось, по совету завуча. После восьмого класса Татьяна Павловна Гранина спросила: куда будешь поступать? я ответила — не знаю, а она сказала: иди, Галя, на учителя. Это, видимо, была судьба. В педучилище был конкурс восемь человек на место. И у меня получилось поступить. После педучилища я два года работала, а потом поступила в университет имени Жданова.

- После педучилища вы пришли работать в школу, нравилась ли вам ваша работа?

- Очень. Я никогда не жалею, что стала учителем. Я себя в другой профессии не вижу. В то время, когда я пришла работать, в нашей школе было более одной тысячи учеников. И, конечно, в то старое здание мы не входили, и вынуждены были занимать часть классов нижней школы. Это было неудобно. Мы, учителя, бегали из одного здания в другое, с картами, картинами. За перемену надо было успеть заполнить журнал, решить какие-то мелкие вопросы, одеться и опять в гору с картами бежать в верхнюю школу. Бывало, мы сгоряча говорили: «Хоть бы сгорела эта школа!». Вот и договорились. Год пожара я точно не помню, 85 или 86, но когда это произошло, мы так себя ругали за такие слова. Пришлось организовывать учебный процесс в нижней школе, также было задействовано здание педучилища. В классах по 42 человека, парты стояли в два ряда. Работать было сложно. Правда, новую школу построили быстро. В 1987 году здание школы было готово, причем не к первому сентября, а в августе. Все учителя и ребята старших классов помогали строителям, носили цемент. Все, что было в наших силах, мы делали для того, чтобы школа побыстрей открылась.

Начало работы в новом здании тоже было хлопотным. Вместе со старой школой сгорели все наглядные материалы. Не было ни одной карты, таблицы. Помню, как с коллегой-историком Галиной Павловной Кошкиной ездили по школам района в поисках карт.

- Какие награды вы считаете самыми дорогими?

- Наверное, для каждого учителя самое значимое — это когда дети — твои воспитанники занимают первые места в олимпиадах. Один из таких — мой ученик Дима Тарасов, успешно выступил в Иркутске. Из личных у меня грамоты облоно, роно, министерства, есть значок «Отличник образования».

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- До пандемии ходила в спорткомплекс. Сначала на теннис, потом на фитнес. Ко мне, как к репетитору, приходят ребята, занимаемся историей, готовимся к экзаменам. Люблю очень огородные дела. Много читаю.

Беседа с Галиной Николаевной стала для меня познавательной. Она рассказала о том, как с миру по нитке облагораживалась школа. Как работали школьные пионерские отряды. Как, лидируя в сборе металлолома, макулатуры, а весной в сборе почек, можно было заработать всему отряду поездку в Шушенское (Красноярский край). Спасибо большое учителю за уделенное время.

Ирина Подпругина, ученица 7 «А» класса Качугской школы №1

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

48