Меню
16+

Газета «Ленская правда»

02.01.2018 21:16 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 08.12.2017 г.

БАЛДЭВМИ КЭРГЭН на смену БЭЙСЭНУ

Эвенки Качугского района, возрождая национальную культуру, проводят ритуальные праздники

   Собираясь в очередную командировку к эвенкам в село Вершина Тутуры, изучала метеосайты. На радость общую синоптики ошиблись, пророча понижение температуры в районном центре до минус 37. Утром первого декабря термометр показывал всего лишь 25. Начавшийся хиус внес небольшой дискомфорт, но в целом терпимо. Бывало экстремальней, подумалось мне и вспомнилось, как однажды в минус 45 в дороге к эвенкам пыталась выйти из трэкола, пейзажи сфотографировать. В итоге, спрыгнув с подножки высокой машины, провалилась в снег по пояс.

Отсутствие осадков кардинально меняет условия жизни всех жителей верхнеленья. Тутурчане рассказывают, как очередным засушливым летом некоторые до села добирались на легковых машинах. Знающим какой бывает дорога в суровый эвенкийский край, окруженный топкими болотами, подобные факты покажутся невероятными. Вот и сейчас по зимнику мы рассчитывали быть в пути как минимум три с половиной часа, подпрыгивая на замерзших кочках, опасаясь угодить в колею, но 100 километров от райцентра до села преодолели на час раньше запланированного. Можно сказать, долетели по снежному накату, наслаждаясь декабрьским рассветом.

Удачный на пушнину сезон

Сегодня у эвенков… нет, не праздник бэйсэн или день охотника, ставший со временем брэндом территории, а обряд национальной свадьбы. Мероприятие приурочено к 100-летию службы органов ЗАГС России. Для гостей из областного центра все происходящее – таежная экзотика, для местных юных артистов – ответственный день выступления, для самих тутурчан – редкая возможность задать вопросы представителям муниципальной власти. Пожалуй, впервые за многие годы моих встреч с эвенками и русскими у клуба в центре села было немноголюдно. Как признались жители, все ждали праздник охотника. Ради такого события промысловики выходили из леса, призы всегда вручались достойные и артистов из райцентра народ развлечь привозили…

- Основной финансовый организатор праздника охотника – Центр культуры коренных народов Прибайкалья. Говорят, в этом году не нашлось средств на проведение бэйсэна, жаль, но, может, весной... по последней дороге. Хотя это уже не то будет, мужики привыкли отмечать окончание сезона в конце ноября… Мои в этом году хорошо добыли, могли бы себе настроение на празднике поднять, — делится завуч тутурской школы Наталья Дорофеева.

Память рода

В Вершине Тутуры национальная культура только начинает возрождаться. Заведующая местным клубом, сама эвенкийских корней Вера Хорищенко считает, что ситуация кардинально поменялась буквально последние лет семь.

- Мы ведь еще недавно толком не знали свой язык, так, какие-то отдельные выражения или приметы. Помню, как с отцом, готовясь к празднику охотника, слово бэйсэн в словаре искали (улыбается). А сейчас у нас и при клубе, и в школе работает национальная мастерская, шьем с детьми одежду, обереги, работаем с берестой и даже эвенкийский язык детям в школе преподают именно на нашем верхнеленском говоре. Мы совершили большой прорыв, считаю, будим свою родовую память, — стряхивает ворсинки меха с костюма жениха Вера.

Гостей очищение

Костюм для проведения обряда эвенкийской свадьбы Вера закончила шить в четыре утра. Подвели друзья-иркутяне, обещали отправить настоящий, сшитый мастером, с соблюдением исконно эвенкийских традиций, но пришлось самостоятельно восстанавливать образы и жениха, и невесты, и сюжетную линию самого обряда. В интернете, даже при его наличии (в селе нет связи, лишь у некоторых спутниковые телефоны) информации о проведении обрядовых эвенкийских праздников практически нет. Заведующая клубом накануне год читала специализированную литературу, смотрела видео туринских свадеб (эвенков красноярского края), опиралась на рассказы родителей о жизни предков и привносила в сюжет элементы обычаев эвенков верхнеленья.

Обряды очищения, окуривания, кормления огня, повязывание ленты на священный для эвенков кедр, ритуальный танец ёхорье… В действо, развернувшееся в центре села у трех эвенкийских юрт, вовлекли всех прибывших из областного и районного центров гостей.

- Главным для эвенков всегда было продолжение рода, поэтому обряд БАЛДЭВМИ КЭРЭГЭН, что в переводе означает образование новой семьи, пройти была достойна только уже беременная эвенка (авт.), а если ей не удавалось, то эвенк менял женщину на другую, — сообщает в замёрзший на улице, скрипящий микрофон ведущая.

По закону Малу

Реальным положением дел невесты, коренной тутурчанки Светланы Житовой, интересоваться присутствующие постеснялись, но национальную зыбку, которую принято дарить на эвенкийских свадьбах и передавать из поколения в поколение, молодым вручили. Подобные и в современное время можно встретить в домах эвенков. Причем применяются они исключительно по назначению, а не висят для антуража. Зыбке эвенков Щаповых, к примеру, уже 75 лет, все дети семьи в ней качались.

Огонь костра в центре настоящего эвенкийского чума согрел почетных гостей обряда, именно им по закону Малу положено самое удобное место в юрте, а потому и Хакин (печень), Кэрэмун (белка), Инни (язык) отведали в первую очередь приглашенные.

- Мы настолько впечатлены сегодня происходящим. По долгу службы видели разные свадьбы, но такой никогда! Любой ЗАГС города Иркутска готов в ответ встретить юных артистов эвенкийского села и их руководителя Веру Хорищенко в своих стенах. Будем рады принять без повода, в любое время года, — сказала в заключение начальник Центрального отдела по городу Иркутску службы ЗАГС Инга Трофимова.

Надежда Воложанинова

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

47