Меню
16+

Газета «Ленская правда»

01.07.2021 14:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 18.06.2021 г.

Свой путь в кинематограф Леонид Гайдай начинал в Качуге

Героем первого короткометражного сюжета студента-практиканта стал водитель «Верхленстранса» Николай Попов

В Иркутске открыли первый в России онлайн-музей, необычная экспозиция которого посвящена знаменитому комедиографу, нашему земляку Леониду Гайдаю.

- Онлайн­музеем занимается общественная организация «Гайдай­центр», созданная в 2012 году иркутскими кинематографистами. Его создание напрямую связано с приездом в Иркутск дочери Леонида Иовича — Оксаны Леонидовны, рассказавшей потрясающие истории из жизни знаменитого отца. Например, Леонид Иович, принимая дома гостей, говорил, что научил свою собаку читать и она приносит ту газету, которую просишь, — сообщил журналистам продюсер проекта Юрий Яшников. — Пока изумлённые гости недоверчиво открывали рты, хозяин приказывал псу нести с газетной полки «Правду», потом «Известия», и так далее. Секрет дрессировки оказался прост: пёс приносил газету, лежавшую в стопке сверху, а Леонид Иович просто запоминал, в каком порядке они лежат.

Гайдай — уникальная фигура в отечественном кинематографе, но при жизни он фактически не давал интервью журналистам — в отличие, например, от Эльдара Рязанова. Удивительно: комедиографа называли человеком, который не смеётся. Во время одного из последних интервью — в 1992 году, он напрямую заявил корреспонденту: «Не понимаю, зачем мы с вами встретились! Мы сидим, общаемся, но интересно ли это зрителю? Передача называется «Встреча по вашей просьбе»? А кто вас просил? Если зрители, то мы должны так построить беседу, чтобы им было интересно, а не нам с вами...»

Уникальность онлайн­музея, по мнению продюсера проекта Юрия Яшникова, в том, что заглянуть в него, в отличие от физического музея, могут не только иркутяне, а и жители всей России, и мы уже видим большой интерес к нему.

- Это игра простая и лёгкая, — говорит куратор проекта Оксана Цепилова, — через неё любой может познакомиться с тем, как жили Гайдаи, насколько интересна была эта семья.

Командировка в Качуг

Путь Леонида Иовича в большое кино был отнюдь непростым. Первые сюжеты и даже фильмы далеки от тех, что сегодня, в первую очередь, напрямую связываются с именем режиссёра.В июле 1951 года студент первого курса режиссёрского факультета ВГИКа Леонид Гайдай и его однокурсник Юрий Москаленко поехали на первую практику в Иркутск. Леонида Гайдая оформили ассистентом режиссёра Восточно-Сибирской студии кинохроники, Москаленко – помощником оператора. Пропуск на студию на фамилию Гайдай выписали с ошибкой. «Выписан Гайдаю Леониду Ивановичу (перечеркнуто, Ивоовичу)».

Пилотным заданием будущего кинематографиста стала поездка в районный центр Качуг. Студентам–практикантам объяснили, что посёлок расположен в 250 километрах от областного центра, до этого никто из них там не был. Героям короткометражной документалки стал обыкновенный водила Николай Андриянович Попов из предприятия «Верхленстранс», пробег его газика на тот момент составлял 143 тысячи километров.

Вернувшись из командировки, практиканты сдали черновую работу на монтаж, и тут же уехали на Байкал снимать рыбаков. Вернувшись, узнали, что сюжет про передового водителя назвали просто «Шофёр — стотысячник».

Гайдай отказал даже будущему президенту США

Раскритикованная отечественными режиссёрами короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» была номинирована в 1961 году на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Снимая «Операцию «Ы», Гайдай не принял работу композитора Никиты Богословского, а заменивший его Александр Зацепин использовал в мелодии для эксцентричной комедии свистульки и охотничьи манки. Работая над «Кавказской пленницей», Леонид Иович поставил перед композитором сложнейшую задачу — написать песню, которую потом будет петь вся страна. Мелодии, в том числе будущий хит «Где­то на белом свете», Леониду Иовичу не понравились, и он намеревался пригласить Бабаджаняна. Зацепин собирался уволиться, но в дело вмешался глава «Мосфильма» Иван Пырьев, он отправил Зацепина и поэта Дербенёва в Алушту, где уже шли съёмки. Гайдай, несмотря на мнение Пырьева, настаивал на своём. Убедили его в итоге соавторы «Пленницы» — Морис Слободской и Яков Костюковский.

Некоторые эпизоды своего последнего фильма «На Дерибасовской — хорошая погода, или На Брайтон­Бич опять идут дожди» Гайдай снимал в Атлантик­Сити, в казино «Тадж­Махал», принадлежащем Дональду Трампу, недавно покинувшему пост президента США. Трамп разрешил снимать бесплатно в казино три дня, попросив при этом через помощника небольшой эпизод в комедии. Когда с этой просьбой обратились к Гайдаю, тот невозмутимо ответил: «Слушайте, а кто это такой вообще?».

Василий Петров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

83