Меню
16+

Газета «Ленская правда»

25.06.2021 16:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 11.06.2021 г.

Говорил тихо, видел человека насквозь

Установить доску памяти Ивана Колбанова предлагает бывший нормировщик ДРСУ на здании конторы

ДРСУ (дорожно-ремонтное строительное управление) — раньше так именовалось предприятие, которое строило и ремонтировало дороги в нашем Качугском районе. Это было в конце 60-х и начале 70-х годов. Сначала контора ДРСУ была очень маленькая, располагалась в скромном, по нашим временам, деревянном здании, рядом с нынешним зданием конторы, начальник был Шиндер. Не знаю ни имени, ни отчества. Занимались дорожники тогда приведением в порядок грунтовой гравийной дороги, были в наших местах карьеры, и рабочие по мере своих небольших сил содержали дороги пригодными для движения.

Потом государство стало выделять огромные деньги для строительства новых дорог, на это финансирования не жалели, как и всем совхозам и другим государственным предприятиям. У государства на все хватало денег, никто обижен не был, не то, что сейчас, как хватишься – нет денег, все упирается в финансы, а они до глубинки не доходят. После Шиндера начальником стал Н. Шахов. Но он работал не очень долго. Как раз ему выделили на первых порах деньги на строительство, как говорят сейчас «офиса», т.е. административного здания. Н. Шахова заменил человек, которого уважаю и всегда буду помнить — Иван Александрович Колбанов. До этого он работал директором маслозавода и на других предприятиях. И везде показал себя грамотным руководителем, поэтому его перебросили на очень важное для нашего государства учреждение.

Административное здание, мастерские, автогаражи, котельную в основном строили бригады армян, главный их руководитель был Авакян и его соотечественники. И сейчас стоят эти мастерские, гаражи. Строился также столярный цех, первый столяр был Тимофей Яковлевич Сафонов, очень ответственный работник. Иван Александрович всегда с ним советовался. Первым объектом надежной стройки стал мост через речку Качуг (около магазина «Сельмаг»). До этого на этой речушке был хилый мостик с дрожащими деревянными перильцами. Вторым объектом был мост через реку Анга в деревне Малые Голы. До этого там был тоже ветхий деревянный мост. В то время еще не было никаких железобетонных конструкций и мосты строились деревянными, на ряжах. Строили зимой, бывало, мужики в конце недели загуляют, так Иван Александрович приедет, проверит и всех развезет по домам.

Большое затруднение в передвижении представляли высокие подъемы в районе деревни Макарова, сделали объезд. Опасная гора Муя около деревни Кистенева и сейчас доставляет много проблем, а какие раньше на нее были брошены силы! Много грунта было убрано, до сих пор мы все живем советским наследием.

Очень важное, нужное дело, которое прошло также с участием нашего руководителя – это строительство моста в Бирюльке через очень быструю, опасную реку Иликта, что связывает село с деревней Большая Тарель. Там была совхозная ферма, молоко через стеклянные трубки перекачивалось, потому что другого выхода не было. И вот в один прекрасный летний день мы вместе с И.А. Колбановым, Т.И. Маяковой (начальник планового отдела) приехали на берег реки Иликта. Дорога туда была сложная, болотистая, сначала около скал, а потом болото с ручьями, там даже какие-то рыбки целой «бородой» плавали. Наша Танечка — городская жительница, белокурая, длинноволосая красавица, изящная, тоненькая, с огромными синими глазами. Как козочка, с нивелиром начала геодезическую съемку, решалось, где нужно планировать построение моста через эту упрямую, быструю реку. Начало покорения реки было положено И.А. Колбановым, теперь там построен другой, более современный, мост.

Также во время руководства Колбанова шло большое строительство жилья, были построены ул. 9 Мая, Рабочая, Восточная и многие работники ДРСУ получили квартиры, в которых проживают в настоящее время. При Иване Александровиче был построен детский сад «Колокольчик», в котором и сейчас воспитываются дети качугцев. Детский сад также строился бригадой армян, строитель – начальник Хроян. Трудность при возведении этого объекта составлял нулевой цикл, то есть возведение фундамента, земляные работы. Но это тоже преодолели. Мастером работ был В.Б. Гулугонов, очень грамотный, ответственный товарищ. Трудности возникли и при возведении пола, пол сделали каменным, теплым, но комиссия забраковала, мол, холодный пол. Пришлось поверх настилать деревянный. Сад выстроили, но, чтобы сдать в эксплуатацию, надо приобрести мебель, посуду, очень многое. И в этом большую роль сыграла жена действующего тогда прокурора Г.В. Слипченко. Сколько они с Иваном Александровичем потратили своей душевной энергии, это известно только им. Когда возвели садик, посадили много тополей, всех конторских тоже привлекали к этому делу, тополя со временем выросли огромными, их в настоящее время подрезали и площадь занимаемого садика убавили.

А сколько акации, яблонь было посажено по улице Каландарашвили, от магазина №8 до радиостанции и за Басаем вдоль трассы, напротив теперешней свалки. Свалку сейчас аллея деревьев немного закрывает собой, а раньше тут были ухоженные поля, где сеяли горохо-овсяную смесь, турнепс и другие культуры. Также аллеи были посажены в Манзурке.

Иван Александрович очень любил политику, каждый понедельник проводил политинформацию в своем кабинете или в красном уголке, доводил до нас мировые новости. Помню, как он говорил про Ясира Арафата, как будто он его знал лично. Получку и аванс раздавали за один день, поближе к выходным, для этого привлекались все работники бухгалтерии, кому какое выпадало селение: ехали в Манзурку, Верхоленск, Бирюльку или Ангу.

Наш руководитель заботился о своих работниках. Помню, в августе мы поехали за смородиной в леса Верхоленска, вечером разожгли костер, ужинали, потом песни пели, было очень тихо в лесу, птички не пели, луна светила, ничто не предвещало ненастья. Утром проснулись – дождь стеной. Кое-как на машине выбрались из леса, один мальчик потерялся, мужчины остались его искать. А мы ехали на машине, крытой брезентом. Конечно, все дети наши промокли. Только добрались до верхоленского моста, смотрим, навстречу Иван Александрович на своей машине, стареньком «бобике», пересадил всех наших детей к себе и довез до Качуга в целости, сохранности. Он никогда не повышал голос, с каждым человеком говорил тихо, вразумительно, видел человека, как говорят, насквозь. Если человек после трех предупреждений не понимал, он говорил – увольняйся по-хорошему. Под стать себе он принимал основных работников, правильных, болеющих за свое дело, зав. мастерскими, зав. гаражом, прорабов, мастеров. У нас было три прорабских участка: в Манзурке прораб А.П. Кистенев, очень живой, энергичный работник, мастера В.М. Степанов, Г.Г. Павлов, А.И. Черкашин, А.А. Тарбеев.

В Верхоленском участке был прораб Г.Д. Скорняков, настоящий коммунист, ответственный за свой участок, мастер К.Г. Куницын жил в д. Куницыно со своей женой Любочкой. Он был инвалид, с одной ногой, но большой оптимист, чудак-человек.

В Анге мастером был А.Т. Гостевский и мы деньги выдавали в его доме, жена у него была Филисада. А ремонтером был в Макарово Ф.Я. Фатхуддинов, он очень долго жил один в пустой безлюдной деревне, охранял и ремонтировал дорогу, его Иван Александрович всегда хвалил, а он, как солдат, стоял с поднятой лопатой и поднимал руку под козырек и говорил: «Служу Советскому Союзу». Такой же ремонтер был и А.М. Пежемский, в то время он уже жил в Качуге, а до этого за Качугом в деревне Бурлай. Точно не знаю, но об этом слышала. Всегда он был, как старый, ответственный солдат. Мастером по заготовке леса, дров тогда был В.Т. Сафонов, очень болеющий за своих работников, переживал, чтобы у них была справедливая зарплата. Теперь он тоже дорожник, открыл свое небольшое производство, ремонтирует и содержит местные дороги. Помню мастера по заготовке дров, леса Л.А. Сафонова, «русского мужика», он впоследствии также приехал с семьей на постоянное место жительства из села Ацикяк.

Главным бухгалтером работала Д.С. Григорьева, хрупкая, невысокая женщина, но с огромной работоспособностью. Если не хватало работников, сама за всех трудилась, в конце месяца по трем дорогам составляла балансы: областным, республиканским, местным. Ее муж В.И. Жуков был снабженец, все доставали в Иркутске. Он был иркутянином, знал все в Иркутске, где можно было достать материалы для нужд ДРСУ.

Главным инженером сначала был В.Т. Елизаров, но его перевели начальником ДСУ, а потом из города отправили В.П. Занина. Очень спокойный, подстать Ивану Александровичу, мужчина, вернее, молодой человек. И молодые люди жили в общежитии: В.П. Занин, А.М. Зыков, Фурсан, П. Мельников, а также Т. Маякова там жила, М. Вечёра.

Кладовщиком была В. Ветрова, заправщиком Е. Суханова. В те времена не очень дорожили горючим, соляркой, не то, что сейчас. К добросовестным работникам Иван Александрович относился бережно. Была в автогараже уборщица Н.В. Гусевская, так Иван Александрович проследил, чтобы ей при начислении пенсии была выбрана достойная зарплата, с которой и начислили пенсию.

И в заключение своих воспоминаний от имени бывших работников ДРСУ, прошу всех, от кого это зависит, на здании ДРСУ, чуть выше памятной таблички руководителю А.М. Зыкову повесить еще одну: «Основателю ДРСУ Колбанову Ивану Александровичу». Анатолий Михайлович был достойный ученик своего учителя, но все же Иван Александрович – основатель этого большого производства, нужно найти для увековечивания его памяти средства и место. На детском саде «Колокольчик» тоже должна быть памятная доска: «Возведен в 19… году, начальник И.А. Колбанов, зав. детским садом Г.А. Слипченко».

Е.С. Бутакова, бывший нормировщик

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

96