Меню
16+

Газета «Ленская правда»

23.11.2021 23:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Колобо

Мария Лазаревна Сычегир. Фото Бориса Слепнева

Какая связь между эвенкийским хлебом и героем русской народной сказки?

Во время экспедиций летом нынешнего года в стойбище оленеводов Катангского района неожиданно для себя выяснил, что прародителем героя народной сказки эвенки считают свой хлеб колобо. Дополнительными аргументами выступают герои сказки – волк, медведь, заяц, от которых колобок укатился, но был съеден лисой. Все эти звери водятся в тайге.

Дорога к стойбищу- два дня на вездеходе. Фото Бориса Слепнева

Хлебу эвенки придают особое значение, вкупе с оленьим молоком он является основным продуктом питания в период, когда не получается добыть дикого зверя. Своих оленей эвенки забивают только в крайнем случае. Таёжное оленеводство имеет ряд специфических особенностей. Вырастить оленя в тайге гораздо сложнее, чем в тундре, считают эвенки.

Продукты привезли. Разгрузка вездехода

Самый важный продукт — мука Фото Бориса Слепнева

Хлеб оленеводы пекут сами. Собственно, сюжет сказки отчасти трактует нехитрый способ приготовления колобо. В стойбище оленевода Ивана Сычёгира ответственной за хлебопечение является его старшая сестра Мария Лазаревна.

Подготовка костровища для выпечки хлеба

Ранним утром она разводит у чума костёр, чтобы в итоге было побольше горячей золя, использует толстые сухие чурки. Процесс зарождения эвенкийского колобка происходит в чуме.

Женщина замешивает бездрожжевое тесто, оставляя его на некоторое время в посудине. Когда костёр окончательно прогорит, Мария Лазаревна заворачивает колобо в газеты, а затем закапывает в горячую золу костровища. Процесс приготовления занимает порядка двух часов.

Мария Лазаревна стряпает колобо

Пока прототип героя русской сказки румянит бока в золе, Мария Лазаревна пересказывает свою таёжную биографию.

-Почти всю жизнь прожила в тайге, — рассказывает Мария Лазаревна. — Родилась в чуме, но раньше они были замшевые, а не брезентовые, как сейчас. Печку топили почти круглые сутки. В семье было много детей, но выжили не все, болезней много было. Даже шаман, его звали Яков Поликарпович, не всегда мог уговорить духов не забирать детей, поэтому умирали.

Всю жизнь женщина провела в тайге

Я успела отучиться в школе всего два класса, и мать, Татьяна Степановна, увезла меня снова в стойбище, потому что надо было присматривать за младшими сестрами и братьями, пока взрослые охотятся. Иногда отец брал с собой в райцентр Ербогачён.

Гнали сразу несколько упряжек, чтобы вдоволь закупить муки, сахара, масла, соли.

Золу с хлеба смахивают гусиным пером

Когда Иван и остальные братья и сестры подросли, их отдали в интернат, они приезжали в тайгу только на каникулы. А я так и осталась в стойбище. Редко, куда выезжаем, например, в Ербогачёне не была уж шесть лет. Или больше? Нет, шесть. Вот чего не научилась почти за семьдесят лет, так это охотиться. В детстве крепко заблудилась, меня нашли и потом не отпускали никуда.

Дойка оленей. Фото Бориса Слепнёва

Женщине неведома суета больших городов, без малого семьдесят лет она провела в тайге, кочуя от стойбища к стойбищу.

Спустя два часа Мария Лазаревна достает из золы хлеб — колобо, снимает обуглившиеся газеты, сметает гусиным пером пепел. В старину пекли без использования газет. Расхлопанную булку обильно посыпали мукой, а затем засыпали золой. После выпечки оставалось только стряхнуть золу и подгоревшую муку гусиным пером.

К свежему караваю отлично идёт взбитое оленье молоко, напоминающее пенку кофе латте, и свежая голубика.

Ия Ивановна готовит таежный десерт из голубики

Нередко эвенки пользуются и другой способом приготовления хлеба –на рожнах. В этом случае раскатывают лепешку продолговатой формы и выпекают над жаркими углями. К этому способу прибегают чаще во время охоты.

Борис Слепнев

Частично материалы будут отражены в документальном фильме «Оленеводы Угрюм-реки». Проект поддержан субсидией Губернского собрания общественности и аппаратом губернатора и правительства Иркутской области.

Днём олени отсыпаются у дымокуров. Фото Бориса Слепнева

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

73