Меню
16+

Газета «Ленская правда»

13.08.2020 14:41 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 07.08.2020 г.

Житов на связи

Фамилией нашего земляка в Ангарске называли телефоны

    Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Мне очень хотелось бы опубликовать в газете «Ленская правда» свой очерк о Викторе Алексеевиче Житове. Я работаю в ангарской городской газете «Время». Интересно складываются нынешние события: 75 лет Великой Победы, в сентябре – 75 лет атомной промышленности нашей страны. И человек, о котором я пишу, имеет самое прямое к ним отношение. Его уважают в городе Ангарске. Было бы хорошо, если бы люди из деревни Житова узнали, какой высокий авторитет у их земляка, одного из руководителей электролизного химического комбината, секретного предприятия атомной отрасли.

                                              Людмила Васильевна Россова, член Союза журналистов РФ

     Временно исполняющий обязанности губернатора Игорь КОБЗЕВ лично вручил труженику тыла Виктору Алексеевичу ЖИТОВУ медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1944-45 годах Виктор Алексеевич работал в колхозе «Победа» деревни Житова Качугского района. Пахал и боронил, пилил и возил дрова. И было ему тогда всего 10 лет.

Ангарск знает Житова как начальника цеха связи электролизного химического комбината, на котором он проработал почти 50 лет. Начинал монтером, был мастером участка, стал Заслуженным связистом Российской Федерации, ветераном атомной энергетики и промышленности. Он практически с нуля устанавливал связь на строящемся предприятии. 40 лет был начальником цеха, административно подчинялся только директору комбината.

Тогда, в войну, 8 февраля 1942 года его отец Алексей Дмитриевич ЖИТОВ ушел на фронт. В деревне осталась семья – жена Мария Михайловна и семеро детей: четыре брата и три сестры. Дети и выполняли все колхозные работы, мальчишки старались заменить отцов, считали себя взрослыми. Дождь или снег, северный ветер или сильный мороз, мальчишки обязательно рыбачили и охотились. Тайгу знали и не боялись.

Таежная закалка осталась в Викторе Алексеевиче на всю жизнь. Мама Мария Михайловна жалела его. Физически он был богатырь, по характеру очень заботливый, ему больше всех и доставалось.

Все семеро детей выросли, приехали жить и учиться в Ангарск один к другому, работали на разных ангарских предприятиях.

Екатерина НЕМАРОВА и Галина ЧЕРКАШИНА трудились в торговле. Николай работал водителем в управлении строительства. Алексей был начальником цеха на нефтехимическом комбинате. Сергей – связистом на химическом заводе электролизного химического комбината. Младшая сестра Алла ЛАГЕРЕВА долго работала заместителем директора по производству на Ангарской птицефабрике. Прежде 10 лет отработала в совхозе в Горохово Иркутского района. Много сделала полезного, будучи еще совсем молодой, получила Ленинскую юбилейную медаль. После войны их мама Мария Ми­хайловна была награждена медалью «Материнская слава» третьей степени.

Братья Житовы всегда были людьми увлеченными. Алексей, Виктор и Сергей не один год занимались классической борьбой в ангарском городском клубе, теперь ее называют греко-римской. Соревнований проходило много, и в Ангарске, и в области. Виктор имел третий разряд. Из-за богатырской внешности его сравнивали с выдающимся профессиональным борцом Иваном Поддубным. Поклонников у братьев было больше, чем у самых популярных звезд.

В армию Виктор Алексеевич ушел в 1952 году из своего колхоза. В анкете, в графе «профессия» написал «бригадир». Когда вспоминает об этом, смеется, что раньше это так понимал. А как иначе, если в колхозе он делал все.

Мало того, что он родился там, где «конец географии», так еще и служить попал на остров Уруп в Курильской гряде, бухта Такатан. Охотское море с одной стороны, Тихий океан – с другой. Это были войска отдельного радиотехнического полка.

Когда после четырех безвылазных лет на острове дембеля сошли на пирс на Сахалине, то удивлялись всему как диковине. Кто что увидит, тот про то и кричит. В армии он и узнал свою будущую профессию. В 1964 году, работая уже на электролизном химическом комбинате, окончил Новосибирский техникум связи, а спустя десять лет – Иркутский институт народного хозяйства.

Первые линии связи заработали на комбинате уже в 1954 году. В 1957 году оформили специальную группу связистов. На предприятии готовились к отбору обогащенного урана. Трудовая жизнь кипела днем и ночью. Люди сутками не покидали рабочие места. Это было советское время, государственный контроль чувствовался во всем. Темпы строительно-монтажных работ были колоссальными. И разве можно было представить такую стройку без связи?

«Воздушки», что существовали у строителей, имели свое назначение и с появлением стационарной связи должны были уйти в прошлое. В 1960 году был создан цех связи, объединив службы на электролизном, химическом заводах и на ТЭЦ-10 (она строилась для комбината). В 1962 году на ТЭЦ ввели свою первую АТС, затем смонтировали УАТС «Южная». На комбинате работали телефоны, действовали все виды сигнализации, в том числе секретная, служба высокочастотной связи по линиям ЛЭП, оперативная связь у руководителей. А тремя годами позже на электролизном заводе была включена в работу производственная поисковая радиосвязь. О производстве пишу подробно, потому что до недавнего времени эта информация была закрыта.

В 1964 году большим событием для жителей «квартала» стала сдача в эксплуатацию декадно-шаговой АТС-4. («Кварталом» называется Юго-Западная часть города, жилье и инфраструктура для работников атомного комбината). У людей появились домашние телефоны, а Житов стал настолько популярным, что его называли только по фамилии. Фамилия сама легко ложилась на уста. Помню, как мой сосед называл свой ТА-68 просто «житов». Хвастался: «Посмотри, какой беленький купил! А вот сосед сверху где-то достал «житов» латвийский, тёмно-красный».

В квартальской части города я прожила много лет, редактировала на комбинате газету «Вестник АЭХК». Знаю точно: у народа более известного человека из руководства, чем Житов, не было. Разве что только Сам – первый директор В.Ф. НОВОКШЕНОВ.

Со временем ввели электронную АТС-54/59. «На квартале» квартирными телефонами были обеспечены 49 процентов населения, не считая комбинат. А в городе было только 20 процентов абонентов. У атомщиков, конечно, были преимущества, но ничего просто так с неба не падало. Нужно было заявлять, просить, следить, не упустить и даже выменять, а то и бартер в придачу дать.

Виктору Алексеевичу довелось работать с тремя директорами комбината, и каждый его поддерживал. Они видели в нем человека надежного, специалиста огромной пробивной силы. Если он ехал за чем-то в командировку, значит, обязательно привозил, если ехал подписывать договоры и другие какие документы, подписывал. Он не знал отказов.

Дело свое Виктор Алексеевич очень любил, жил им, трудился более чем ответственно, как это бывает на секретных режимных предприятиях. Ездил за опытом в Новосибирск, Томск, Красноярск. Лучшего обеспечения связью, чем у себя на комбинате, нигде не видел и даже удивлялся тому, что ангарский уровень оказывался выше.

В 1996 году на промплощадке были смонтированы две квазиэлектронные АТС. Длина линий коммуникаций на комбинате измерялась десятками километров, число коммутационных соединений превышало 100 тысяч единиц. В новое здание цеха удалось приобрести оборудование, какое отпускалось не предприятиям, а большим городам. В 2002 году была включена первая очередь комплекса новой электронной АТС 54/59 в жилом районе и на промплощадке Definity, что резко повысило качество и надежность проводной связи.

В музее Трудовой славы комбината есть экспонат за номером один – телефонный аппарат старого советского образца. Именно в его трубку 21 октября 1957 года директор Виктор Новокшенов доложил в Москву о пуске разделительного производства в Восточной Сибири. Этот день значится как день рождения комбината.

Кто вырос на северных реках, тот с этими родными местами уже никогда не расстанется. Шестое поколение Житовых приросло к деревне Житова. Речка Куленга, чуть дальше речка Илга – притоки Лены, тянут к себе магнитом. Кто-то ждет отпуск и бегом на юг, а братья Житовы – на север, в тайгу. Осенью у них одна дорога – в родительский дом, пожить с отцом и с матерью, наохотиться и нарыбачиться. В деревне их ждали двоюродные братья. Один из них – Григорий Митрофанович Житов, охотник-профессионал.

Хороший пример: когда на комбинат приезжал академик Анатолий Петрович Александров и директор Виктор Федорович Новокшенов возил его на рыбалку в Тунку или куда подальше, сопровождающим брал бывалого рыбака Виктора Алексеевича Житова, чтобы не провалить крайне важное дело.

Ездили Житовы на родину и просто посидеть с удочкой, помочь отцу что-нибудь подстроить, подремонтировать в хозяйстве. Увезли металлическую оградку на могилу дедушки, отлили в Ангарске крепкую, устойчивую. Дед Дмитрий Ильич Житов был волостным старшиной, учил внуков не только грамоте, но и таблице умножения. На его могилу собралась тогда вся большая деревенская родня. Когда родители в преклонном возрасте остались одни, Виктор забрал их к себе в Ангарск.

Все свои достижения коллектив цеха связывает с его именем. Виктор Алексеевич имеет все отраслевые награды, звания и поощрения. Есть у него медаль «За долголетний добросовестный труд», а так же Ленинская юбилейная медаль. Спокойный с подчиненными, он радовался их успехам и наградам. Чтобы создавать совершенную связь на таком огромном, технологически сложнейшем предприятии, полвека, как тягачу, тянуть этот груз, нужно быть выносливым Житовым. А он и внешне как тягач, косая сажень в плечах.

…В настоящее время Виктор Алексеевич на заслуженном отдыхе. Недавно я встретила его на улице, он не спеша шел в свой гараж. Садиться обычно за руль и летом едет на дачу. Зазвенел у него сотовый телефон, и я услышала хорошо знакомый крепкий голос: «Житов на связи».

Людмила Россова, член Союза журналистов РФ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

120