Меню
16+

Газета «Ленская правда»

29.05.2020 13:59 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 08.05.2020 г.

На первой линии огня

Василий Хаберханов вернулся с войны другим человеком, сын «врага народа» на фронте и до последних дней был предан своему Отечеству

Мне, дочери солдата Великой Отечественной — Василия Куригановича Хаберханова, хочется рассказать на страницах газеты о нелегкой судьбе простого человека.

Наш отец уроженец деревни Очеуль Качугского района. По его словам, родился в Семенов день, в сентябре 1919 года в многодетной семье. Его отец (наш дед) родился в 1897 году в деревне Очеуль (колхоз «Путь Октября»), был арестован в 1938 году по печально знаменитой 58 статье, осужден на 10 лет лишения свободы, реабилитирован в мае 1958 года. Эти факты описаны в Книге Памяти «От А до Я». Деда, Куригана Хамнаевича Хаберханова, папа часто вспоминал. Нашей бабушке Хамудай Антоновне пришлось очень тяжело без мужа поднимать детей. Как уже писала выше, дед был репрессирован. Тем не менее, папа получил четыре класса образования.

Уникальная фронтовая фотография (наверху), на которой запечатлен наш отец – Василий Хаберханов (в центре) со своими однополчанами, бережно хранится в нашей семье. «Солдат 28 стрелковой дивизии Ленинградского фронта, конная разведка, река Ловать, июль 1943 года» — краткая подпись к фото из далекого прошлого.

15 августа 1941 года папа был призван Качугским РВК б/п 165-62-89. 24 июля 1944 года осколком бомбы ранен в правую нижнюю конечность, лечился в госпиталях Ленинграда. 24 октября 1944 года протезирован, ампутирована культя правого бедра.

Война закончилась для папы в Прибалтике, он вернулся домой другим человеком: искалеченным, на протезе, повидавшим ад. Папа никогда не любил рассказывать о войне. По скупым отрывкам воспоминаний мы знаем, что он был минометчиком, ходил в разведку, брал фашистов в плен. Был трижды ранен. Кроме ампутированной правой ноги, у папы была вырвана икра на левой уцелевшей ноге, вырвана одна их ягодиц, остались рубцы от ранения между лопаток. Но при этом, изредка вспоминая о войне, отец жалел не себя, а своих командиров, говорил, что их хватало на две-три атаки, хотя солдаты старались уберечь их от пуль.

Наш отец защищал Москву, помнил лютый холод 1941 года. Папа был в первых рядах сражений, как сын репрессированного «врага народа». На первой линии огня у него не было шансов выжить, но судьба сберегла. Говорил, что еды солдатам на фронте всегда хватало, еще и оставалось, лишь когда шли ожесточенные бои, кухня запаздывала.

Домой папа вернулся в 1945 году инвалидом III группы, на костылях. Временно работал в мастерской в Качуге сапожником. С его слов, эта работа была не по душе. В декабре 1947 года отец женился на нашей маме Валентине Харандаевне Александровой, родом она из деревни Бугай. Мой дед по маминой линии — Харандай, был заядлым охотником и рыбаком, промысел помог выжить в тяжелые послевоенные годы всей нашей семье.

1 октября 1951 года папа поехал учиться в Кутуликскую областную сельхозшколу, получил квалификацию ветфельдшера. Позднее, при Иркутском управлении сельского хозяйства, освоил профессию техника-осеменителя. Работал ветфельдшером на птицеферме в деревне Дурутуй, на ферме в деревнях Загулан и Тарай. Добивался хороших результатов, был тружеником, честнейшим добросовестным человеком. Открытость характера помогала общаться с людьми разных профессий. Моя подруга из деревни Кузнецы Л.Д. Соколова в детстве очень любила животных и, видя преданность моего отца своему делу, его увлеченность работой, пошла по его стопам, окончила и получила профессию ветеринара. Очень тепло и с любовью отзывались о папе те, кто работал с ним в совхозе.

С детства в деревне Очеуль папа был привязан к лошадям. Волею судьбы ему пришлось все трудности жизни преодолевать на лошади, летом на ходке (телега на двух колесах), а зимой – в кошёвке (санях). Мама наша была мастерицей от Бога, кроила, шила, всему сама научилась. Папа в лютые зимние холода одевал доху (шубу) из медведя или собачьей шкуры в полный рост. Шкуры выделывала своими руками и шила из них одежду наша мама. Отец садился в кошёвку и ехал по деревням по работе. Сейчас трудно представить, как он это делал на одной ноге. Помню его протез, который для удобства в некоторых ситуациях папа перекидывал через плечо.

Наши родители вырастили и воспитали пятерых детей, дали всем образование. Отец всегда говорил, что дети должны получить образование. Он был для нас примером, мы уважали и почитали его. Боевые награды отца: орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны I степени, юбилейные медали 20, 25, 30, 40 лет Победы в Великой Отечественной войне, юбилейные медали: «60 лет Вооруженным Силам СССР», «За боевые заслуги».

Где бы ни жили наши родители: в Бугае, Кузнецах, Ацикяке, Анге, рядом всегда были добрые соседи. Двери нашего дома были открыты для гостей, у Хаберхановых было много приятелей. Родители всегда держали подсобное хозяйство: две — три коровы, свиньи, овцы, куры. Папа был компанейским, не злился на жизнь, которая сделала его инвалидом. Он всегда заранее мог договориться с людьми насчет заготовки дров, с трактористом, чтобы вспахал огород под посадку картошки. Как инвалиду войны и просто соседу, другу, люди ему охотно помогали, а со временем подросли помощники — дети. Отец всегда нам говорил: «Кто рано встает, тому Бог дает». Мы эту истину хорошо усвоили.

Как ни горько осознавать, земной путь нашего папы, труженика и воина, закончился, но он всегда будет жить в сердцах и в памяти его детей, внуков и правнуков. С праздником Великой Победы, дорогие земляки! В этот день каждый из нас вспоминает своих героев.

Агафья Сайдукова (Хаберханова), уроженка д. Бугай, г. Иркутск

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30