Меню
16+

Газета «Ленская правда»

04.10.2019 21:32 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 13.09.2019 г.

Люди огненной профессии

Качугское авиаотделение охраны лесов начало свою работу одним из первых в области, даже в годы Отечественной войны не прекращались облеты Приленской тайги

Нелегко вырастить лес, еще труднее уберечь его от лесных вредителей – насекомых, болезней. Самый страшный враг для леса – пожары, они приносят большой ущерб. На защите леса стоят специализированные службы, занимающиеся охраной и тушением этих пожаров.

Главное направление работы Качугского авиаотделения охраны лесов — обнаружение и тушение пожаров в отдаленных, труднодоступных для транспорта местах, в глухой тайге, куда людей, снаряжение и средства пожаротушения доставляет авиация. За Качугским авиаотделением закреплена территория площадью более двух миллионов гектар. У коллектива накоплен серьёзный опыт борьбы с лесными пожарами.

А как все начиналось?

В 1931 году в стране были созданы подразделения авиационной охраны лесов. Воздушная служба охраны лесов Иркутской области ведет свою историю с 1939 года. Первыми на территории области были созданы Иркутский и Качугский оперативные отделения от Красноярского лесоавиационного отряда №03. В 1940 г. в области работало уже пять отделений. За каждым закреплялся самолет типа По-2 и летчик-наблюдатель. Авиаотделения авиапатрулировали леса и передавали информацию о выявленных возгораниях наземной лесной охране и в местные государственные организации для принятия мер по тушению. Охрана лесов от пожаров продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году почти все мужчины летчики-наблюдатели были призваны на фронт, их заменили женщины. После войны назрела необходимость активизировать участие лесной авиации в борьбе с лесными пожарами путем применения парашютно-десантных сил.

С 1946 года в тушении лесных пожаров стали участвовать парашютисты. Однако их активность сдерживалась тем, что в те годы в лесной охране использовался двухместный самолет По-2. Поэтому, парашютисты в одиночку не могли тушить пожары своими силами. Парашютист лесной охраны приземлялся у населенного пункта, привлекал себе в помощь для тушения пожаров руководство территории и местное население. Такая практика сохранялась до появления в лесной авиации более вместительных самолетов. Так, в 1952 году в Иркутской авиабазе впервые был использован самолет Ан-2, позволявший брать на борт команду парашютистов-пожарных до восьми человек. Этот тип самолетов используется и сегодня. Из состава парашютистов были подготовлены взрывники, а в 1953 году в авиабазе был впервые применен взрывной метод на тушении лесных пожаров.

Позднее взрывники Качугского авиаотделения, вплоть до 2012 г., проводили противопаводковые мероприятия в весенний период на реках Иркутской области — рыхлили лед с помощью взрывчатых материалов при ликвидации заторов на реках и пропускали лед под мостовыми сооружениями.

Пожарные авиаохраны лесов параллельно овладевают смежными профессиями: строповщика, моториста бензопилы и мотопомпы, радиотелефониста. В 1962 году началось освоение прыжков на лес, затем начали осваиваться спусковые устройства для доставки людей и грузов к пожарам с вертолетов.

В лесной охране различают две специализации пожарных: парашютисты и десантники. Парашютистов-пожарных доставляют к месту пожара на самолете, они осуществляют прыжок с парашютом. Десантников-пожарных доставляют к месту пожара на вертолете, и они осуществляют приземление на спусковых устройствах с высоты 45 метров. Приземление тем и другим способом требует мужества, собранности и особых навыков.

В сентябре 1973 года при Качугском авиаотделении был создан мехотряд – подразделение для тушения лесных пожаров вне зоны авиации. В отряде работало 25 человек. Техническая база мехотряда составляла: два трактора, два вездехода, две бортовые машины, две пожарные машины, два автобуса и две вахтовки. За ним была закреплена территория обслуживания от Качуга до Манзурки и до Куленги. Руководил подразделением Юрий Михайлович Казанцев. По стране было создано всего пять таких подразделений, их деятельность носила экспериментальный характер. 1984 году мехотряд был расформирован. По сути, мехотряд являлся предшественником нынешней пожарно-химической станции (ПХС), действующей при Качугском лесхозе.

Ошибочно считать, что работа сотрудников авиаотделения лесной охраны начинается, когда лесные горизонты затянуло дымом от пожаров. Работа ведется круглый год. Ревизия всего инвентаря и прохождение ежегодного медосмотра, подготовка молодых и совершенствование уже умудренных опытом пожарных на теоретических занятиях и в процессе наземных тренировок. С середины марта парашютисты и десантники шлифуют свое мастерство в ходе тренировочных прыжков с самолета и спусков с вертолета. Строгие экзаменаторы – инструктора Иркутской авиационной базы охраны лесов проверяют практические навыки и умения сотрудников Качугского отделения. Жители поселка Качуг в осенне-летний период ежегодно наблюдают воздушные тренировки. Выезжают пожарные на тренировки и в другие районы области.

А с середины апреля помощь ждет «зелёное море тайги». Уже начинаются суровые будни. Самое страшное и для тайги, и для огнеборцев – верховой пожар, который может распространяться по лесу с невероятной скоростью. Температура, которая может подниматься при верховом пожаре, составляет больше тысячи градусов. Верховой пожар уничтожает все живое, зачастую гибнут в огне и люди. В огне сгорает подлесок, молодняк, живой почвенный покров, подстилка и плодородный слой, животные и птицы. Гибнут ценные хвойные молодняки, приспевающие и спелые леса. Гибнут и особо ценные породы леса – кедрачи. После такого пожара остается зловещая мертвая пустыня с черными обгоревшими стволами деревьев. Только через несколько десятков лет природа залечит свои раны. А спелый кедровый лес может вырасти только через одно-два поколения леса, то есть через 150-300 лет. Мы теряем лучшие промысловые участки кедровых орехов.

В Иркутской области горят леса, к которым по земле не могут добраться ни люди, ни техника. Так что бороться со стихией можно только с помощью авиации. Приземляться нашим ребятам приходится на горящую глухую тайгу, за сотни километров от населенных пунктов, на гористую или заболоченную местность, где их подстерегают многие опасности. Каприз ветра – и можно напороться на тычины, угодить в реку, озеро или топляк. Что ощущают люди, сиротливо оставаясь маленькой песчинкой среди полыхающей тайги? В самом сложном положении пожарным необходимо оперативно оценить обстановку, принять правильное решение, действовать организованно, быстро, умело, осмысленно ориентироваться в тайге и надеяться только на себя.

Чтобы остановить продвижение огня вглубь тайги, необходимо проложить перед ним минерализованную полосу шириной 50 см, при прокладке которой на пути убираются сухостой, валежник. От минполосы навстречу бушующему огню производят встречный отжиг (один из способов тушения лесных пожаров). До 1994 года для прокладывания минполос при тушении пожаров использовались взрывчатые материалы. Сегодня же, по понятным причинам, взрывчатое вещество свободно использовать невозможно. Не доставить на пожар и бульдозер. И хотя мы и живем в развитом в техническом плане веке, а у пожарных лесоавиаохраны в глубокой тайге в распоряжении простые средства пожаротушения, и вся нагрузка ложится на людей. Минполосу наши ребята прокладывают бензопилами, топорами и лопатами, а вместо пожарной машины с водой за плечами РЛО – ранцевый лесной опрыскиватель на 18 литров воды. Надо сначала найти природный источник воды, а затем доставить на плечах к месту пожара. При отсутствии воды на месте, она доставляется воздушным способом – вертолетом. Емкость П1-00 (1 м.3) закрепляется на внешнюю подвеску машины, вода в которую набирается из источника мотопомпой и доставляется к месту пожара.

С 1962 года положено начало маневрированию авиасредствами. В случае отсутствия пожаров в своем районе, наши пожарные выезжают и вылетают для тушения в другие районы области. Качугцы тушили пожары в разных регионах – на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Читинской области, в Красноярском крае. В 2010 году группа десантников-пожарных принимала участие в ликвидации лесных пожаров в Нижегородской и Московской областях. Наши опытные десантники тушили пожары и учили местных навыкам ликвидации очагов возгорания. По 20 часов в сутки, без выходных, довольствуясь 3-4 часами отдыха, в экстремальных условиях спасая дома.

Сотрудники авиаохраны лесов – люди огненной профессии. Все они совершили немало прыжков на горящий лес. Случайные люди здесь не задерживаются, уходят после первого сезона. А те, кто остался, связали свою жизнь с профессией навсегда. Ветераны службы, проработавшие многие годы: В. Полуэктов, В.В. Сокольников, Ю.М. Казанцев, В.Я. Аксаментов, Г.С. Овчинников, Е. Сычев, А.И. Большедворский, В.К. Щапов, А.В. Белоусов, С.К. Белоусов, Н.М. Инешин, Б.М. Черепанов, В.Н. Косых, Н.А. Горбунов, В.С. Пономарчук и многие другие.

Сегодня продолжают работать ветераны — инструктор парашютно-пожарной группы С.С. Лобов, парашютист-пожарный А.Н. Журков, инструктор десантно-пожарной команды А.В. Скареднев, десантники-пожарные В.В. Косых, Ю.В. Реутов, радиооператор А.П. Яковлев, водитель А.В. Здоровцев, кладовщик В.Д. Бархатова.

С первого дня создания авиаотделения и по настоящее время в штате имеется должность летчика-наблюдателя, на которой сегодня трудится молодой энергичный сотрудник А.В. Шкурко. Пришел в отделение в 2003 году, работал десантником-пожарным, парашютистом-пожарным, после обучения стал летчиком-наблюдателем.

В разное время работали на должности начальника отделения: В.М. Голиков, В.Г. Серебренников, А.Г. Смолин, В.В. Панченко, с 2010 года – А.Н. Игнатов.

Корифеем Качугского авиаотделения охраны лесов является Виктор Александрович Житов (1931 года рождения). Пришел в отделение после службы в армии в начале 1950-ых годов. Работал парашютистом, старшим парашютистом, параллельно взрывником. Проработал в сфере более 30 лет.

И хотя время внесло свои коррективы в методы обнаружения лесных пожаров и их тушения – космический мониторинг, самолет-амфибия, вызов искусственного дождя в зоне пожаров, сотрудники авиаохраны лесов долго еще будут востребованы. По сути эти люди решают глобальную экологическую проблему – сохранение леса, сохранение благоприятных условий для проживания человека на земле.

В 1967 году Президиум Верховного Совета СССР учредил праздник – День работника леса, который празднуется в третье воскресенье сентября.

2019 год для Качугского авиаотделения юбилейный, исполняется 80 лет со дня его создания. Поздравляю сотрудников Качугского авиаотделения Иркутской базы авиационной охраны лесов, и наберусь смелости поздравить от вас, уважаемые читатели, и от всех жителей Качугского района, с профессиональным праздником и юбилеем организации.

Лето 2019 года для жителей Иркутской области выдалось тяжелым. Люди страдали от затоплений, а где-то задыхались от дыма лесных пожаров. Тяжелым оно было и для защитников леса.

Так пожелаем же нашим парашютистам и десантникам, в первую очередь мягких приземлений, как можно меньше пожаров, терпения и мужества в их нелегком труде. Здоровья, благополучия и большого человеческого счастья.

Н.А. Игнатова, специалист Выставочного зала

P/s. Благодарю Юрия Михайловича Казанцева за предоставленную информацию при подготовке данного материала

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

172