Меню
16+

Газета «Ленская правда»

07.03.2018 23:16 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 16.02.2018 г.

Смешное кино - это серьезно!

Литературный час, посвящённый Леониду Гайдаю, прошёл в Ангинской библиотеке

  Ангинская сельская библиотека им. А.П. Щапова совместно со школьной библиотекой провели литературный час, посвященный 95-летию со дня рождения Леонида Гайдая.

Знаете ли вы хоть одного взрослого человека в нашей стране, который не видел ни одного фильма Леонида Гайдая? Вряд ли такой найдется даже в самых отдаленных уголках нашей страны. Мы уже порой не замечаем, как в разговоре цитируем фразы из его фильмов, узнаём их с полуслова. А как поднимают настроение любимые мелодии!

А то, что Леонид Иович Гайдай — гений комедии, уже никому доказывать не нужно. Время рассудило, народ так решил. Большинство из нас наверняка смотрели фильмы «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница» по пять, десять и двадцать раз. С возрастом меняется восприятие экранного юмора, но к этим шедеврам отношение не меняется. Мы только находим новые нюансы, наслаждаемся любимыми эпизодами, и, конечно, любимыми песнями.

Библиотекари сделали небольшой экскурс в биографию Леонида Гайдая. Рассказали, как он пришел в кино, с чего начался его путь.

Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Отец — Иов Исидорович Гайдай, железнодорожный служащий, уроженец полтавщины, был человеком богатырского сложения и обладал хорошим чувством юмора. Мать — Мария Ивановна, была родом из Рязанской области. Вскоре семья переехала в Читу, где прожила некоторое время, а затем в Иркутск.

Гайдай с раннего детства очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Лёня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал этот номер несколько раз в день.

Также рассказали о том, что один случай из его жизни, через много лет вылился в эпизод фильма «Операция «Ы». В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Он, как и другие его сверстники, рвался на фронт. Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал "Я". "Кто в артиллерию?" — "Я!", "В кавалерию?" — "Я!", "Во флот?" — "Я!", "В разведку?" — "Я!" — чем вызвал недовольство начальника. "Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — дайте огласить весь список".

Вернувшись с фронта, он пришел в Иркутский областной драмтеатр, поступил в студию, которую окончил в 1947 году. Два года играл в спектаклях драмтеатра. Леонид был хорошим актером и пользовался изрядным успехом у публики. Но достаточно трезво воспринимал свой успех и понимал: у него специфическая внешность, и его репертуар ограничен. Его не удовлетворяла только актерская работа. Он все чаще задумывается о режиссуре…

В 1949 году Гайдай приехал в Москву и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Александрова). На фоне остальных студентов он был, пожалуй, одним из самых заметных и удивлял своим талантом признанных мэтров именно как актер. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха.

С середины 50-х годов Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах. А с 1955 года Гайдай — режиссер киностудии "Мосфильм". Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении.

В мастерской Ромма и родился первый веселый фильм Гайдая "Жених с того света" с Вициным и Пляттом в главных ролях. Впрочем, радоваться успеху режиссеру не пришлось. Картина была встречена в штыки — в 1958 году сатирическое изображение бюрократов вряд ли могло понравиться чиновникам Министерства культуры. В результате фильм обругали, сократили и пустили вторым экраном. Леонид Гайдай испытал сильное душевное потрясение.

Гайдай уезжает к родителям в Иркутск, где и происходит решающий поворот в его судьбе. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер "Правды" с фельетоном в стихах "Пёс Барбос" Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его. Он тут же рассказал сюжет жене (актрисе Нине Гребешковой): "Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пёс — два метра пленки, за ним Бывалый — три метра, оглядывается – полтора метра. Общий план — бегут все..." Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного?" Но мудрая Гребешкова, знающая характер мужа, тихо вздохнув, сказала: "Потрясающе!".

Как оказалось, она была права. Девятиминутный фильм "Пес Барбос и необычайный кросс" имел огромный успех, его тут же разослали по посольствам. Эта незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке "Самогонщики" (1962), в третьей новелле комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) и в "Кавказской пленнице" (1966).

Две последние названные картины и "Бриллиантовая рука" (1968), удостоенная Государственной премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов.

В 1971 году на экраны вышла комедия "12 стульев". Сам Леонид Иович не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин.

В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино — "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и "Не может быть!" (1975). Песня "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь..." из кинофильма "Иван Васильевич…" стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70 — 80-х годов.

В начале 80-х на экраны вышли комедии "За спичками" и "Спортлото-82". Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Прежде всего, это относится к фильму "Спортлото-82", где так замечательно сыграл Михаил Пуговкин.

Последующие работы Гайдая: "Опасно для жизни!" (1985), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992) уже были гораздо слабее. Чтобы узнать, по-прежнему ли интересны людям созданные им комедии, Леонид Иович специально ходил в кинотеатры. "Нинок! Представляешь, смеются в тех же местах", — рассказывал он потом жене.

Уход Гайдая из жизни в 70-летнем возрасте словно подвел печальный итог его карьеры последних лет. Но буквально сразу после этого ухода началась переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии. И, конечно, еще не одно поколение будет с удовольствием смотреть его замечательные фильмы.

  Ирина Козлова, Ангинская сельская библиотека

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11