Меню
16+

Газета «Ленская правда»

20.12.2018 20:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 14.12.2018 г.

Потому что в рубашке родился

После случившегося Александр изменил свое отношение к жизни, людям. Большую часть времени проводит дома, в хлопотах по хозяйству и за чтением книг.

Житель деревни Ацикяк выжил в тайге, месяц скитаясь по лесу без одежды, запасов еды и оружия

 Александр Рудых живет в тихой таёжной деревне Ацикяк. Местные за прошлое прозвали бывшего военного генералом. На деле офицер Советской Армии, получивший в молодости контузию в Афганистане, давно обычный пенсионер. Удивительная история, случившаяся с Александром три года назад, заставила многих поверить в чудеса. Потерявшись на лесной дороге в майке, летних брюках и сапогах, мужчина 28 дней выживал в тайге: ел паутов, ночевал в охотничьих зимовьях, задыхался в дыму лесных пожаров. Своё необъяснимое исчезновение и чудесное спасение «генерал» связывает с мистическими событиями.

В Шевыкане Стояла церковь

Деревня Шевыкан затерялась в качугской тайге. Попасть сюда летом из-за окружающих болот можно только на проходном транспорте. Жителей в деревне практически не осталось, в старых домах в промысловые сезоны живут охотники. А когда-то в селе, рядом с кладбищем, стояла деревянная церковь, в которой проводились службы. В 50-ых годах церковь разрушили.Разобрали по бревнам. Все иконы выносили из храма и бросали на землю в одну кучу. Жители спасали иконы, пряча у себя в домах. Одна из таких неравнодушных Устинья Романовна Лобова. Ночью тайком она взяла тяжелую икону и через болото несла её домой. Дома Устинья повесила икону на кухне за шкаф, спрятав от посторонних глаз. Так и хранилась икона в доме Лобовых почти 70 лет.

Работа мастеров XVIII века — четырехчастный иконостас, на котором изображены Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Мария Египетская и Преподобная Анастасия, священномученики Власий и Модест (считаются покровителями скотоводства). В центре — распятие Иисуса Христа, сверху — Пресвятая Богородица «Всех скорбящих Радость». За годы были случаи, когда икону из дома Лобовых пытались похитить, но все попытки не удались. Хозяева со временем переехали в Качуг. Икону с собой забирать не стали, но и шевыканскую избу окончательно никогда не бросали (из рассказа настоятеля Свято-Иннокентьевского храма, отца Максима).

Не к добру о святыне спорить

Коренные шевыканцы, преимущественно пожилые люди, видятся раз в год на так называемых родовых встречах. На одну из таких летом 2015-го случайно попал и Александр Рудых.

- Родом я из Буредая, но и в Шевыкане наши предки жили, потому согласился на свою голову поехать с товарищем на встречу. Мероприятие это увлекательное и отнюдь не бесполезное. К нему серьезно заранее готовятся, жители вспоминают свое прошлое, много разговаривают, представляют свои семьи, стараются и после сохранять связи. Отдохнули и пообщались мы тогда хорошо. Но вечером я имел неосторожность повздорить с одним из участников встречи о будущем хранящегося в избе Лобовых иконостаса. Усомнился в ценности иконы. Сейчас неважно, кто из нас, ругавшихся, был тогда прав, но, помню, хозяйка иконы, женщина из Качуга, просила не выяснять отношения на этой почве. Мол, не к добру это всё. На следующий день мы возвращались домой, и я, сам не понимаю как, заблудился. На выезде из деревни у старого развалившегося моста через речку не смог набрать воды в бутылку. Берега обрывистые, а пить после праздника очень хотелось. Вот и решил чуть в лес углубиться. Когда пошел обратно к машинам, свернул не на ту дорогу. Дождь легкий начался, все следы техники размыло. А я в одной майке и сапогах, в кармане зажигалка, в руках бутылка пластиковая с водой. И сейчас, спустя время, считаю, ненужным никому тот спор был, но оказался знаковым в моей истории.

Июньская ночь

Первые часы затянувшегося на 28 дней экстремального путешествия Александр провел на берегу реки. Рассказывает, это была единственная в длинном июне ночь, когда у костра он думал, переосмысливал прошлое, что-то анализировал. После просто выживал. Армейские навыки помогали в таежных испытаниях. У Рудых два военных образования: по первому Александр — авиационный техник, после окончил Ленинградское военное училище. Когда-то в начальной ацикякской школе Саша был единственным отличником, и твердо знал, что станет в будущем военным. И пусть в личной жизни все сложилось не так, как хотелось бы, но детей вырастил порядочных. Дочери живут в Иркутске, подрастают внучата.

- Мужики сейчас меня часто спрашивают: почему по течению реки сразу не пошел? Со стороны легко людям рассуждать. А летом тем была засуха, дым в лесу. И речка настолько обмелела, как в болоте вода стояла недвижимая. Пойми тут, куда она бежит.

Шевыкан — опустевшее таежное село

Пауты и мед с кипяточком

Первых два заброшенных зимовья встретились путнику на четвертые сутки. Сейчас, смотря на карту, Александр понимает, что надо было спускаться, а он вместо этого подымался по хребтам севернее. Если спасительная бутылка, в которую набирал в речках и низменностях воду, всегда была при себе, то из еды только таежные пауты.

- Пищевой консерватизм в моей ситуации себя никак не оправдывал, поэтому я не брезговал. С себя снимал паутов и ел. Штук тридцать, наверное, проглотил. Не поверите, они даже кусать меня потом перестали, — улыбается Александр.

По атмосфере в зимовьях, на которые набрел скиталец, было видно, что люди здесь долго не появлялись: газеты пятилетней давности, на дне бочки у входа мука и полбаночки меда. Лепешки из муки не получились, прогоркла за годы, а вот мед, который пил тогда с кипяточком, и сейчас Александр вспоминает как самый вкусный. Две ночи провел на вышке у привада (вид охоты на хищников, когда медведя заманивают с помощью наживы, делают узкое отверстие в бочке, кладут внутрь мясо или рыбу). На высоте было безопасно, поэтому удалось восстановить силы и выспаться на толстом поролоновом матрасе.

Собака с рыжим хвостом

- Удивительно, но чувства голода во время своих скитаний я практически никогда не испытывал. Больше подводили ноги, в клочья сдирал кожу в сапогах, проходя по 30-50 километров в день. Был бы в кроссовках, думаю, быстрей бы добежал, — иронизирует Александр.

Любители таежных приключений часто рассказывают о встречах с хищниками. Наш герой считает – преувеличивают. На пути ему ни разу не встретился хозяин тайги. Летом медведи сытые, человека чувствуют за километры, остерегаются. Лишь однажды в лесу, обернувшись, он увидел позади себя собаку с рыжим хвостом.

- Отправил по матушке и до сих пор не знаю: мираж это был или на самом деле… Но свежий медвежий помет на берегах речушек видел часто.

Чудом выжил

Переломным стал момент, когда Александр добрался до зимовья инспекторов Байкало-Ленского заповедника. Здесь были большие запасы пищи: крупы, сгущенка, печенье. У мужчины появились, наконец-то, вещи: куртка, брюки. Семь дней провел Рудых в добротном доме, восстанавливал силы, залечивал раны и надеялся на встречу с людьми, но они не приезжали. Потерявшегося, конечно, искала полиция, правда, никто и представить не мог, что он так далеко вглубь тайги заберется.

- Скажу честно, в мыслях я Александра похоронил задолго до того, как он нашелся, потому что знаю – тайга не прощает ошибок. Человек преодолел сотни километров леса в майке и сапогах, без оружия! Судя по карте, он двигался сначала в направлении озера Тулон, вот так, по кругу. После поднялся на Байкальские гольцы, расположенные на территории заповедника, а затем спустился к Лене. Не могу представить, каким чудом выжил, — комментирует услышанное начальник отделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по Иркутской области Игорь Демидов.

- Только мать моя верила, что вернусь. Я ведь в рубашке родился, — замечает Рудых.

Люди где-то рядом

Дни скитаний по тайге сейчас вспоминаются фрагментами. В последней части путешествия Александр четко для себя усвоил — двигаться по течению таежной речки без названия. Понимал, любой приток всегда приведет к Лене. Встречая следы трэколов, ночуя в вагончике для рабочих на участке пилорамы, он чувствовал – люди где-то рядом.

- Вышел я все-таки к Лене. В районе урочища Кадаган стоят добротные зимовья охотпользователей Колгановых. Вот на них и вышел. Увидел гараж, чайник на костре и понял – пришло спасение. Можете себе представить, какое у сторожа было лицо, когда он меня увидел? Тезка оказался мой, Саня. Кстати, в одном из охотничьих зимовий мне удалось даже побриться. Незабываемое путешествие, — продолжает шутить Александр.

На такси из Бирюльки

Подкрепившись, Александр решил не ждать помощи и в этот же день пошел вниз по Лене. До цивилизации, села Бирюлька, оставалось всего 40 километров. Для путника это расстояние в масштабах преодоленного маршрута казалось тогда мизерным, добрался быстро. Напугав внешним видом продавца сельского магазина, Александр попросил вызвать ему такси, и приехал в родной Ацикяк, где по нему уже справляли поминки. Когда скиталец шел по тайге, дал себе слово: если выберется — обязательно покрестится. На следующий день поехал в Качуг, зашел в полицию за паспортом, сорвал в отделе объявление со стенда о розыске со своей фотографией, и записался по телефону на таинство Крещения.

- Любые испытания в жизни человеку даются неслучайно, а для того, чтобы он изменился. В моём случае, переосмыслил многое в жизни после этой истории не только я сам, но и дети мои. Кардинально поменялось у них ко мне отношение. Если раньше – живет отец в деревне, жив, здоров и слава Богу, то сейчас все по-другому. Недавно вот на мой 60-летний юбилей в Иркутск меня свозили, праздник отцу устроили. Да и в целом мы стали больше общаться.

В Ангу, на родину Святителя Иннокентия, приезжают люди со всей страны. Гостям рассказывают историю шевыканской иконы.

Ангинцы обрели духовную ценность

Шевыканскую икону Альбина Ивановна Дубойская (дочь Устиньи Романовны), посоветовавшись с родственниками, приняла решение передать в ближайший храм. Дубойские видели, что в селе Анга тогда велось строительство церкви и Устинья Романовна с теплотой вспоминала время, когда на богослужениях было многолюдно. Но строительство нового храма было еще на начальном этапе. Альбина Ивановна обратилась к землякам — Сергею и Евгении Скворцовым с просьбой забрать икону из дома в Шевыкане и сохранить на время. Скворцовы увезли икону в Иркутск, где поместили в Казанский храм. В начале нынешнего лета иконостас привезли в Свято-Иннокентьевскую церковь села Анга.

- Со словами благодарности обращаюсь к Устинье Романовне и Альбине Ивановне, женщины долгие годы хранили икону. Сергей и Евгения Скворцовы благоукрасили святыню, помогли изготовить киот, икона теперь в нашем храме находится под стеклом в красивом обрамлении,- рассказывает настоятель Свято-Иннокентьевского храма, отец Максим.

Шевыканская икона полюбилась прихожанам и паломникам. Батюшка подтверждает, были случаи благодатной помощи по молитвам у этой иконы. Анга обрела большую духовную ценность. Православные теперь могут возносить свои молитвы перед намоленной нашими предками святыней.

Надежда Воложанинова

Фото автора и М. Кузнецова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

290