Меню
16+

Газета «Ленская правда»

18.03.2017 22:48 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 10.03.2017 г.

Электрическая кока-кола и неведомый фишбоун

Завершился муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года»

- Коль такие мастера у нас преподают, нашему муниципальному образованию ничего не угрожает, — произнесла со сцены заведующая РОНО Светлана Ярина, поздравляя призеров конкурса «Учитель года-2017». Участие в профессиональном состязании приняли пять учителей из пяти школ района. Позади у педагогов проведенные в присутствии строгого жюри уроки по профпредмету, участие в круглом столе образовательных политиков, долгие вечера над составлением эссе и разработкой интернет-ресурса. Завершающий этап традиционного конкурса или мастер-класс состоялся в прошлую пятницу в актовом зале Качугской школы №1. 

Жеребьевка определила: первой предстоит выйти на сцену молодому педагогу из Манзурской школы Марии Михайловне Копыловой. Но молодость не означает неопытность.  Мария Михайловна работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В выпавшем ей первом номере сразу нашла плюсы, о чем и сообщила со сцены:

- Очень волнуюсь, но дам мастер-класс и буду с облегчением наблюдать за коллегами.

Формируя у учеников через «радость познания ситуации успеха», Мария Михайловна активно внедряет в учебный процесс игровые технологии. «Игра как метод обучения» – сокращенное название мастер-класса учителя русского языка и литературы. Надо отметить, задать тон рабочей атмосфере и одновременно расслабить аудиторию педагогу удалось. Наперебой угадывали взрослые зрители зашифрованные в рисунках детей пословицы и фразеологизмы.  Забыв о только что звучавшей сложной педагогической терминологии и на минутку-другую став детьми…

Постоянный контакт с аудиторией — как обыватель, именно так бы кратко охарактеризовала выступление следующего учителя начальных классов – Екатерины Алексеевны Сафоновой из Белоусовской школы. Ни на секунду не отпускает внимание слушающих мастер-класс Екатерина Алексеевна, в том числе и через универсально-учебные действия: коммуникативные, познавательные, личностные, сложные в представлении, но на практике простые вещи. Задавая зрителям бесконечные вопросы, Екатерина Алексеевна заставляет волей-неволей шевелить мозгами. Ознакомившись с отрывками из произведения Бажова «Муренка», ученики составили кластер или описание главной героини Муренки, разбив схему на «гроздья»: кто-то на внешность, характер и повадки; кто-то на внешность и действия.   

«Всех проводов величество зовется электричество» — мастер-класс опытного учителя физики из школы №1 Галины Васильевны Кузнецовой посвящен явлению, без которого невозможно представить жизнь современного человека.  Пока фокус-группа взрослых учеников по заданию учителя проводила всеми школьниками любимые физические опыты, рассуждая о разности потенциалов, основная часть аудитории познавала новое, учась экономить электроэнергию в домашних условиях, осваивая характеристики бытовых приборов, узнавая об альтернативных источниках электроэнергии, придуманных человечеством. Со свойственной напористостью, уверенностью и юмором подошла к завершающему этапу конкурса, очень к тому же любящая мужа Анатолия (по его же собственному мнению) Галина Васильевна. Умей увлечь, зажечь и поведи дорогою открытий – девиз Галины Васильевны!

Как с помощью «неправильных задач» развивать у детей смысловое чтение на уроках математики членам жюри и зрителям рассказала, показала, а главное, — смогла увлечь процессом решения   молодая учительница из Залогской школы Мария Николаевна Горбунова.  Ища ошибки в формулировках задач, «поедая килограммами яблоки», «пиля наполовину холодильники» зрители увлеклись…

- Маша пошла в гости к подруге, шла 30 минут со скоростью пять километров в минуту. На каком расстоянии живет подруга?

- Она шла в крылатых сандалиях,- не может не съюморить сейчас уже находящаяся в роли ученицы Галина Кузнецова.

- Замечу, слишком часто на практике не стоит использовать этот метод смыслового чтения, может возникнуть обратный эффект и дети начнут искать подвох во всем, — напутствовала коллег Мария Николаевна, отлично при этом  понимая,  что  «в настоящей жизни нет красивых и правильных задач».

Казалось, после четвертого мастер-класса любая аудитория потеряет внимательность из-за усталости, но только не в случае с выступлением учителя Малоголовской школы Эльвиры Яхиевны Гареевой. Молодой филолог с 11-летним стажем, Эльвира Яхиевна живет и работает в Качугском районе три года. Приехала к нам из Мамско-Чуйского района. Несомненно, Эльвира — учитель-находка, открытие для всех присутствующих на мастер-классе.

 - Какое отношение может иметь рыба к мастер-классу учителя русского языка и литературы? Зрители озвучили несколько версий: изучение непроизносимых согласных, имен существительных…

- Прием Фишбоун разработан в Японии, внедрён в промышленную сферу в 50-е годы 20 века.  Но как ни странно, ни у менеджеров, ни у маркетологов не прижился этот прием в профессиональной сфере, а именно педагоги стали адаптировать его под себя, — рассказывает Эльвира Яхиевна.

Зрителю продемонстрировали диаграмму, представляющую собой скелет рыбы, где голова ассоциирует проблему, ребрышки — причины и факты, а хвост – вывод. Как это работает на практике, обывателя явно удивит. Ребенок навсегда запомнит, как пишется слово «солнце». Достаточно лишь выявить проблему: писать или не писать в этом слове в середине букву Л? Причина этой проблемы: в устной речи буква Л не слышится. И проверить фактами, подобрав слова, в которых Л произносится четко: солнышко, солнечный. Переместившись к хвосту рыбы или выводу в сознании зреет фраза: в слове «солнце» в середине пишется буква Л. Причем прием настолько универсален, что работает при анализе литературных произведений.

- Там, где думают все одинаково, никто не думает слишком много. Пусть ваши дети вас радуют нетрадиционным мышлением, — пожелала Эльвира Яхиевна, обращаясь к коллегам.  

Неудивительно, что победителем в конкурсе «Мастер-класс» жюри признало учителя Малоголовской школы. Однако итоги предыдущих четырех этапов определили явного лидера всего конкурса в целом. Галина Кузнецова выиграла почетное звание победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса, став Учителем года – 2017! Второе место у Эльвиры Гареевой.  На третьем – Мария Копылова.

- Коллеги, это не моя, а наша общая победа! – обращалась со сцены к учителям школы №1 Галина Кузнецова.

Приятными сюрпризами дня стали выступления ведущих вокалистов школы №1, братьев Амалян, Насти Фахертыновой и танцевальной группы ребят из детского сада «Кораблик» под руководством музыкального руководителя Татьяны Лысых. Лиричные песни, непосредственные гусары, барышни, никогда не стареющий вальс, церемония награждения… 

- Учителю школы №1 Г.В. Кузнецовой предстоит защищать честь района на региональном этапе профессионального конкурса, — возлагает надежды на победителя заведующая РОНО С.Ю. Ярина.

 Надежда Федорова 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

122