Меню
16+

Газета «Ленская правда»

24.04.2014 14:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 18.04.2014 г.

Манна с неба не сыплется

Автор: Е. Хмелёва
10 июня исполняется 25 лет фермерскому движению. Очень хочется рассказать о фермерах подробно, показать, как они живут и, конечно, поздравить с этим праздником тех, кто имеет честь и право называться этим громким словом «фермер».

Когда-то в лихие 90-е годы сельское хозяйство начало делиться на государственное и частное, то есть на совхозы и фермерские хозяйства. Раньше всех в нашем районе это деление произошло на Зареченской земле. Образовались первые КФХ: «Цикурское» (1991) — В.П. Хмелёв и В.М. Седых, «Шантойское» (1992) – отец и сын Самодуровы, «Таёжное» — семья В.И. Седых, «Колос» (1998) — А.Е. Копылов и Компания.

Так как я из зареченских фермеров, то буду писать только о своих земляках. (Пусть не обидятся те, кто тоже давно образовал свои КФХ и до сих пор успешно работает). Я расскажу о жизни своих земляков, о произошедших в ней переменах, о наших общих проблемах.

Организовав хозяйство, всем пришлось не только вести сельскохозяйственные работы, но и считать прибыли, осваивать банковское дело, завозить семена и удобрения, покупать технику. Очень сложно было конкурировать с «монстрами» — совхозами. Но время шло. И что же? Фермеры так же выезжают на поля, доят коров, готовят сено, убирают зерно, короче, занимаются своим хозяйством, а совхозы наши: «Манзурский», «Зареченский», «Аргунский», — потихоньку сдают позиции. На сегодняшний день нет ни одного действующего совхоза, а на территории Зареченского поселения живут и работают всё те же фермеры: В.П. Хмелёв, А.Р. Самодуров, В.М. Седых, В.И. Седых и А.Е. Копылов. Подробно о каждом хозяйстве предполагаем написать в следующих номерах, а сейчас хочу остановиться на наших проблемах в целом.

Первая проблема: нас считают богатыми людьми, вроде как нам очень помогает государство — дотациями и субсидиями. На это отвечу: во-первых, если нам так хорошо живётся, то почему количество фермеров с каждым годом уменьшается, почему не создаются новые коллективы? Значит, не сыплется манна с неба. Во-вторых, чтобы земля дала хороший урожай, надо «вылить» на 1 га 100 л солярки. А если гектаров 50, 100, 300, то сколько же это в денежном выражении? А еще нужны селитра, пестициды, гербициды, спецтехника для всех этих целей. А полученный урожай надо собрать, да еще и обернуть в деньги. Но куда его сбыть? Кто может купить много хлеба оптом за хорошую цену? Вот мы и продаём его частнику по мешочкам. И деньги снова идут на ремонт, топливо и бумагу для отчетов, которых надо сдать немыслимо много. А еще у нас у всех есть дети, и мы, конечно, хотим дать им образование. По окончании техникумов, колледжей и вузов мы ждём их в село, так как дело, которое начали их родители, надо продолжать. А дети наши с детства видят жизнь матери и отца, их разбитые от дойки руки и согнутые от тяжестей спины. Поэтому хочешь не хочешь, а ехать в деревню надо. Да и кто будет жить на селе и любить свою малую родину как не мы, люди, которые крепко стоят ногами на этой земле, и наши дети?!

Вторая проблема: представители старшего поколения (пенсионеры) говорят: «Вот мы жили, и всё у нас было хорошо, слаженно, и совхозы работали, и каждый занимался своим делом. А вы сейчас развалили страну». Очень часто этот упрёк слышим мы в свой адрес, т.к. являемся частниками. Хочется и по этому поводу высказать свою точку зрения: это вы своими выборами и голосованиями давали власть то тем, то этим. В результате страна рухнула, а мы приняли от вас то, что осталось, и стараемся сохранить. На деревне фермер сейчас — это и вода, и дрова, и зерно, и сено, и вспашка огородов, и денежная помощь в проведении то праздников, то встреч. И ещё. В советское время каждый занимался своим делом. Были агрономы, механики, экономисты, бухгалтера, снабженцы. А что сейчас? Надо управиться дома со своим хозяйством, самому отремонтировать технику, самому отчитаться в Качуге, а то и в городе, самому закупить солярку, самому вспахать, посеять, убрать... Всё сам, сам, сам. Хорошо, что семьи почти у всех фермеров многодетные, хоть где-то кто-то подстрахует, а то и вовсе времени ни на что не хватит.

Третья проблема: отношение к нам, фермерам,  власти. Поддержки на местном уровне для сельского хозяйства нет уже лет пять — шесть. Нас никто не собирает вместе, не спросит, как вы живете, чего добиваетесь, может, чем-то помочь? В сельском хозяйстве есть много программ, инвестпроектов, грантов, лизингов. А кто-нибудь из фермеров знает, что есть эти программы и что кто-то в них участвует и по ним работает? И вообще, такое чувство, что никому  не интересно, как живут эти фермеры, что никто и не хочет знать, что в Качугском районе есть сельское хозяйство. Мы хвалим учителей (да, честь им и хвала), мы поднимаем зарплату работникам культуры (да, здорово), но по большому счету в школы и клубы ходят дети доярок, скотников и механизаторов, до которых нет дела никому. А мы ведь сельскохозяйственный район, хочется себя уважать за то, что работаешь в сельском хозяйстве.

Четвёртая проблема: лес. Лес — это не только возможность хоть как-то зарабатывать деньги на солярку к посевной, это и дрова, и строительный материал. Я, может, мало что понимаю в этой области, но со своей колокольни скажу так: лесное хозяйство – это, простите, один из вредителей сельскому, потому что делян нет, а если они есть, то уже заготовки нет, т.к. у фермеров все деляны зимние. Второй год мучаемся с дровами и лимитами. Очень много у фермеров городьбы, т.к. все поля приходится обносить изгородью. Частный скот травит посевы, а местная власть спокойно отвечает: ваши поля, вы и огораживайте. А огораживать нечем, т.к. в лес не заедешь без документов. Это со стороны легко рассуждать, как нам хорошо живётся, а один только «лесной клубок» с его проблемами попробуй размотай. В областном министерстве говорят: «Зачем вам столько леса? Обоснуйте». А над сметами, где значится уйма материала на городьбу, смеются. Как что-то кому-то доказать? За какую нитку ни дёрни, клубок и ныне там, пока кто-нибудь волевым решением не разрубит все неурядицы.

Пятая проблема. Электричество. К ней все давно привыкли, и она кажется не такой острой, как другие. Но посчитайте разницу в оплате за кВт/час, которая производится частным лицом (0,54 коп.) и юридическим (2,40 руб.). Свет горит у фермеров днём и ночью в телятниках, коровниках и водокачках. И хотя все наши постройки находятся на одной улице с «личниками», мы платим за электроэнергию больше в пять раз.

Шестая проблема: земля. Это ещё один клубок, который никогда не размотаешь. Сначала получали одни свидетельства на землю, теперь необходимы новые: платите деньги и оформляйте всё заново. Для расширенного ведения хозяйства надо много земли, а значит, много денег. Да и это непросто, т.к. вся земля у людей в паях и надо её буквально выпрашивать. Люди эти сами с землёй вряд ли будут работать, но фермерам отдать не решаются. А нам нужна только законная земля. Мы много сил и денег в неё вкладываем, и потом кому-то отдать её — это как ножом по живому.

Над нами часто сгущаются тучи, нам порой трудно решить кое-какие проблемы, но нам никогда не бывает скучно жить. И ещё фермер — это не просто трудяга, это человек, любящий своё дело так, что любые невзгоды ему нипочём.

Уважаемые коллеги! Примите искренние поздравления с 25-летием фермерского движения. Пусть хватит сил у вас на все ваши начинания. Пусть услышат вас те, к кому вы обращаетесь за помощью, и пусть все вам завидуют, потому что солнце в ваших окнах светлее, и деньги, заработанные вами, пахнут хлебом, мясом и молоком.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1705